Общественное мнение о высочайшем качестве российского школьного обучения – на самом деле оценка былых достижений советской школы.
В настоящее время уровень знаний резко упал, хотя в силу разных причин это скрывается или объясняется периодом перестройки школы, эксперимента. Однако сроки (а это уже более 10 лет) заставляют обратить внимание на истинное положение дел.
Одна из главных проблем на сегодняшний день, которая касается практически всех предметов, – проблема изложения учебной информации.
Как показывают наши собственные работы по изучению этого вопроса и работы других исследователей, от 40% до 70% детей с вполне достаточным интеллектом многие темы просто не понимают – ни в объяснении учителя, ни в версии учебника. С непонятными правилами, с определениями, не несущими никаких знаний, дети сталкиваются уже в начальный период обучения.
Вот типичный пример: “Буква, обозначающая парный согласный звук в середине слова перед глухим согласным, – это орфограмма”. (Учебник “Русского языка”, 2-й класс).
Наукообразие и излишнее абстрагирование, начинающееся с 1-го класса, не сочетается с возрастными особенностями головного мозга ребенка, еще не готового работать с такой информацией.
Тенденция подачи материала в виде ребуса сохраняется и в последующих классах.
Анализ и изучение проблемы в течение 9 лет выявили другую существенную ошибку – хаотичный разброс тем без их четкой взаимосвязи.
Быстрое “проскальзывание” информации, неотработка ее – очень серьезная методическая ошибка. Ведь чтобы информация действительно оставила “след” в памяти, необходимо многократное и не отдаленное во времени повторение. Показательный пример такого – таблица умножения, запоминаемая при многократном повторении.
Хотя возврат к одной и той же теме заложен в программе обучения, он настолько отсрочен, что школьник успевает забыть информацию в четком ее представлении и имеет о ней лишь смутное впечатление. При этом теряется новизна – важный элемент интереса, способствующего лучшему усвоению учебного материала.
Следующий момент, затрудняющий восприятие информации, – совмещение тем, создающих путаницу при усвоении. Это касается одновременного прохождения тем, например – “Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель” (Математика, 6-й кл.). До 90% детей не в состоянии хорошо усвоить эти понятия.
Школьное обучение связано не только с интеллектуальной сферой детей, но и с эмоционально-психологическими характеристиками, влияющими на формирование личности. Непонимание предмета, срывы в учебе, отрицательные оценки стирают желание учиться, отвращают от школы, а естественная детская энергия находит выход в различных поведенческих нарушениях.
Невозможность понять, усвоить предлагаемую ученику информацию приводит к еще одному очень серьезному негативному психологическому состоянию – потере веры в свои силы. Для ребенка с высоким умственным развитием такие учебные задания являются мучительным интеллектуальным тупиком, порождающим комплекс умственной неполноценности.
Нелюбовь к предмету, который трудно дается, – вполне закономерная эмоция. Возьмите, к примеру, преподавание русского языка. Учебников – множество, методик – огромное количество, преподаватель имеет право учить по любой книге, но эти, казалось бы, прекрасные возможности не дают результата. От 65% до 80% школьников 6-8-х классов говорят о трудностях в понимании тем, о невозможности запомнить правила, грамотность составления которых оставляет желать лучшего.
Открыв учебник русского языка (не только 6-го или 8-го класса, но даже 2-го!), любой взрослый человек с высшим образованием придет в недоумение от тех формулировок, которые даны здесь. Их великое множество, но они не проясняют мысль, а, наоборот, зашифровывают, по сути – просто дезинформируют. Придумываются и даются в учебнике “теории”, о которых даже не знают в Институте русского языка РАН. Четкого правила написания слова нет или же оно дается от “противного”. Например, в некоторых современных учебниках ребятам сначала сообщается, что частица “не” пишется вместе и разбираются несколько случаев исключения: “негодовать”, “ненавидеть”, “нездоровится”… А в остальном – отдельно.
Казалось бы, небольшая деталь в изменении порядка информированности, между тем это в корне меняет восприятие информации, поскольку теряется главное и второстепенное. Дети в 80% не имеют четкого представления об этом простом правиле грамматики, и объяснение снова лежит в механизмах работы головного мозга, реагирующего лишь на один “красный сигнал”, а не на два сразу.
И если к такому способу изложения материала прибавить хаотичный разброс тем и их быстрое “проскальзывание” при постоянном психологическом давлении, создаваемом учителями, понятно, почему испытывают многие школьники нелюбовь к русскому языку.
Сейчас в учебный процесс внедряется новый подход – 12-летнее обучение. С точки зрения постепенности и лучшего усвоения знаний это, безусловно, положительный шаг. Но он не принесет желаемого результата, если не будет упорядочена учебная информация и приведена в соответствие с возможностями ее восприятия и усвоения детьми на разных возрастных этапах. Ведь можно оставаться и в рамках 10-летнего обучения, если иметь хорошие учебники.
Светлана НЕТОПИНА,
педагог-психолог школы N1134
Москва
Комментарии