Находясь в Майнце, буквально на каждом шагу встречаешь напоминания об одном из самых знаменитых граждан старинного города. В самом центре, рядом с собором Святого Мартина, стоит памятник; есть улицы и площади, названные его именем, магазины и аптеки, и даже традиционный полуоткрытый экскурсионный автобус, состоящий из нескольких красных вагончиков, называется Gutenberg Express. Пройдя мимо собора, буквально напротив массивного здания видишь воздушную сказочную постройку – Музей Гутенберга. Внутри, как в сказке, находятся невообразимые сокровища, составляющие сегодня важную часть человеческой истории, входящие в культурное наследие планеты.
Иоганн Гутенберг родился примерно в 1400 году в городе Майнце, который в Средние века являлся частью Римской империи (Johannes Gutenberg, 1400‑1468). Хотя о точной дате его рождения и ранних годах мало что известно, достоверно установлено, что большую часть жизни он провел именно в Майнце, хотя также несколько лет работал в Страсбурге. Поначалу он приобрел репутацию способного ремесленника, изготавливая зеркала для паломников, кроме того, он виртуозно шлифовал полудрагоценные камни, видимо, сам изготавливал нужные инструменты. К 1440 году Гутенберг осуществил множество экспериментов в новой отрасли, смастерив первые станки для печати. Хотя сейчас установлено, что первые печатные страницы могли появиться еще в III веке в Китае, в Европе об этом, скорее всего, не знали. Гутенберг изготовил немыслимый ранее механизм, позволивший размножать любую рукопись в нужном количестве экземпляров, и его изобретение оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю Европы. Согласно статье о первом книгопечатнике Европы на немецком языке в Википедии все последующее развитие информационных средств, образования, науки и международного сотрудничества связано именно с данным величайшим событием. Похоже, Иоганн Гутенберг уже тогда понимал, что книга – источник знаний.
В 1900 году благодарные горожане Майнца выстроили и открыли музей, куда поставили сохранившиеся и до наших дней огромные средневековые станки, но, что еще важнее, там же в специально оборудованных помещениях разместили первые печатные книги. Войдя в музей, видишь не требующий перевода плакат: Information fur Alle. Информация для всех. Иными словами, как поясняется в буклетах, до ХV века существовали лишь рукописи, доступные небольшому кругу образованных, имеющих власть людей. Напечатанный на станке том становился доступен всем, кто мог научиться читать. Гутенберг видел развитие книгопечатания как средство сохранить любую информацию, поделиться знаниями с современниками и передать их потомкам. Рост количества книг постепенно оказал влияние на развитие грамотности, уже при его жизни начали открываться небольшие школы, где мальчиков учили читать и писать. Немцы описывают его жизнь и изобретение книгопечатания как начальную стадию непрерывного процесса, который привел в том числе к появлению и развитию информационно-коммуникационных технологий. От обмена информацией среди небольшого количества людей с помощью толстого фолианта до мгновенного обмена новостями со всей планетой.
В залах музея, посвященных Иоганну Гутенбергу, тихо, там поддерживается постоянная температура, приглушено освещение. Везде расставлены складные стулья на случай, если посетители захотят присесть. Экспонаты производят огромное, оглушающее впечатление. Глядя на громоздкий станок, пытаешься представить себе, как же он все это сотворил. Выточил все буквы, причем в зеркальном отражении. Может быть, ему помогла многолетняя работа по изготовлению зеркал? Каждую страницу нужно было собрать вручную, аккуратно сложить на специальной форме, а затем с помощью красок и подвижного пресса сделать оттиски на бумаге. И так тысячу страниц… Набор не рассыпали, чтобы при нужде отпечатать еще один экземпляр. Необходимы были деньги для поддержания механизмов в рабочем состоянии, для изготовления металлических литер, для красок, для бумаги, для аренды помещения, для оплаты труда. Мало кто понимал, зачем нужно это изобретение, как чаще всего и бывает с любым новшеством. Гутенбергу приходилось постоянно искать средства, обращаться за финансовой помощью к власть имущим, судиться. Но он упорно продолжал свое дело.
Мне повезло, мой поход в музей совпал со школьной экскурсией. Учительница тихо объясняла подросткам, что в ХV веке не было закона о всеобщем образовании, не было многотысячных тиражей книг, не было школ. И учебников не было! Огромные станки поражают воображение, дети ведут себя тихо. Снимать ничего нельзя. Попутно учительница поясняет, что достоверных сведений и портретов изобретателя не сохранилось. Как, даже селфи тогда не было?! Художники Средневековья создавали полотна на религиозные темы, писали портреты королей и богатых горожан. Ремесленники считались людьми низшего сорта, не заслуживавшими увековечения. История расставила все по местам. В последующие века стали появляться стилизованные портреты великого мастера. Высокий, в мантии до пят, с бородой благородного вида старец. Соотечественники уверяют, что канонические изображения писались с немногих сделанных прижизненно набросков. Выслушав удивительные сведения, школьники по очереди зашли в небольшие комнатки, где под стеклом хранятся первые Библии. Раздел музея так и называется: Gutenberg Bibeln. Огромные тома с готическим шрифтом вызывают благоговейное удивление. Многие страницы украшены так называемыми иллюминациями, яркими обрамляющими картинками. Художники, расписывавшие вручную каждую книгу, назывались иллюминаторами, поясняет учительница. Кто-то из школьников задает вопрос: «А как же сохранились краски?» Все вместе производит оглушающее впечатление, и дети, и взрослые выходят из зала молча. Многие посетители садятся отдохнуть, осмыслить увиденное; большинство заходят в комнатки еще раз, чтобы снова посмотреть на уникальные книги.
Выйдя на улицу, я снова рассматриваю прелестный «пряничный домик». На его фасаде прямо над входом закреплена статуя короля или князя, подозреваю, что большинство посетителей не знают его имени. Вспоминается удивительный факт из истории города. Майнц был почти полностью разрушен бомбежками во время Второй мировой войны. В последующие десятилетия горожане скрупулезно восстановили все старинные здания, включая главный собор и многочисленные церкви, а также жилые дома. Под развалинами часто находили сохранившиеся части, старинный алтарь, статуи, первый городской фонтан, даже станок. Уцелели подземные усыпальницы. Стремление сохранить собственную историю, передать информацию потомкам было крайне велико. Если бы не явно новые, очень чистые здания, лишенные многовекового налета, возведенные в средневековом стиле, можно было бы подумать, что перед вами настоящий старинный городок. Иллюзию присутствия поддерживают подлинные булыжные мостовые и отдельные чудом уцелевшие дома. Их почтенный возраст видно сразу.
Комментарии