search
main
0

Информационные технологии на уроках

Последние годы оказались трудными для освоения студентами физики: сократилось время на ее изучение, разрушается и практически не пополняется материальная база кабинета, в колледж приходит поколение, выросшее у экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Это потребовало переосмысления устоявшихся форм и методов работы на уроках физики, которые я провожу почти 27 лет. Размышляя, анализируя опыт своей работы, я предложила следующие тезисы:
– чем интереснее и разнообразнее форма подачи материала, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется;
– чрезвычайно эффективны в обучении наглядно-образные компоненты восприятия;
– важным в обучении студентов являются не объемы знаний, а способы их получения и возможности их оперативной обработки;
– создание новых условий обучения, в которых студент был бы не только пассивным созерцателем, но и активным участником, становится необходимостью.
И это привело меня к мысли чаще использовать на уроках физики компьютер. Для самостоятельной работы в компьютерном классе каждый студент получает методические указания следующего содержания: открыть данную интерактивную модель в определенном разделе и дать обоснованные письменные ответы на вопросы. Вопросы содержат как теоретический материал по теме, так и ее практическое применение, ответить на которые можно, выполняя исследования закономерностей в интерактивной модели. В случае затруднения при ответе на теоретический вопрос студент имеет возможность воспользоваться “компьютерным” учебником.
В качестве примера рассмотрим некоторые вопросы по теме “Исследование изобарического процесса”.
Цель работы: исследовать зависимость объема от температуры при постоянном давлении для данной массы газа.
Оснащение: компакт-диск “1C: Репетитор. Физика. Версия 1.51”
Задание: открыть интерактивную модель “Изобарический процесс” в разделе “Молекулярная физика”.

Дайте обоснованные письменные ответы:
I 1. Какая зависимость называется изобарической?
2. Какому газовому закону она подчиняется?
3. Запишите его математически.
4. Почему меняется цвет газа при изменении объема цилиндра?
Указание: подвигайте поршень вверх и вниз. Сделайте вывод.
II 1. Рассмотрите графики зависимости объема от абсолютной температуры. Как называется такая зависимость?
2. Увеличьте температуру газа в два раза. Что произошло с объемом?
Указание: для изменения температуры меняйте положение зеленого шарика на графике, наблюдая за изменением положения поршня.
III 1. Почему данная зависимость не доходит до нуля?
2. Сформулируйте закон, которому подчиняется данная зависимость.
3. Как проявляется этот закон в окружающей нас жизни?
4. Как будет выглядеть данная зависимость в координатах P=f(T) и P=f(V)?
5. Чем отличаются графики для разных давлений газа?
Указание: используйте графическую зависимость объема от температуры для P1 > P2 и сделайте вывод.
Виртуальная система ведет себя подобно реальной; результаты реального и виртуального экспериментов совпадают. Для выяснения закономерностей можно проделывать опыты многократно.
За компьютерным обучением будущее, поэтому хотелось бы иметь больше качественных обучающих и проверочных программ, удовлетворяющих требованиям новой концепции физического образования и соответствующих “Обязательному минимуму содержания общего среднего образования по физике” и “Требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы по физике”, соответствующих уровням A, B и C.

Олег ИВАЩЕНКО,
преподаватель физики Ростовского финансово-экономического колледжа
Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте