Кажется, современные школьники знают о компьютерах все. Чему еще их можно научить? На наш взгляд, единственное, что действительно нужно прививать ученикам в общении с компьютером, – это умение учиться с его помощью всю жизнь, использовать ресурсы, которые предоставляет компьютер, для развития собственной личности, то есть для образовательного и карьерного роста. Вот здесь и встает вопрос: «А сможет ли поколение современных учителей сделать это: научить детей учиться у компьютера?» Ведь именно им, сегодняшним учителям, предстоит в кратчайшие сроки освоить новые для них способы работы, сделать компьютер и сеть «Интернет» своими мощными союзниками. И тут возникает другой вопрос: а насколько сами учителя ориентируются в океане информации? Этот вопрос призвана решать программа МГПУ «Проектирование информационно-коммуникативных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения для студентов и школьников города Москвы». Основной ее смысл – разработка методики конструирования информационно-коммуникативных образовательных курсов нового поколения для школьников и студентов.
Авторы программы четко осознают, что вторжение в содержательную часть образования малопродуктивно: каждый предмет имеет свою специфику, и, например, литература всегда останется литературой. Но в рамках поставленной цели – научить школьников и студентов учиться – важной становится именно организация учебного процесса. Если обучать нужно уже не «всех и всему», то не содержанию учебного предмета надо уделять внимание, а именно индивидуальным способам работы с учебным содержанием. Такое обучение больше не может быть массовым.
У 25 школьников в классе разный темп работы, различные интересы, способности, наклонности и таланты. Необходима индивидуализация процесса образования. Индивидуальный учебный план (ИУП) – один из наиболее востребованных сегодня новых инструментов в образовании. Возможность самостоятельного выбора делает ребенка субъектом образования, сознательный подход позволяет ученику почувствовать ответственность перед самим собой. Выбор формы освоения материала и формы контроля позволяет активно использовать информационно-коммуникативные ресурсы (ИКТ).
ИКТ также могут использоваться в различных режимах. Первое – это инструмент для работы, второе – вспомогательное средство построения своей образовательной траектории, третье – это путь определения собственной идентичности и своего места в жизни, четвертое – получение доступа к различным ресурсам.
Новая организационная форма позволяет образовательным учреждениям в наибольшей степени отвечать интересам учеников и, как следствие, поднимает рейтинги самих учреждений. Сейчас ИУП активно внедряется в образовательные учреждения столицы и регионов.
Но у читателя возникает естественный вопрос: как вообще возможна индивидуализация в массовой школе? Отвечу: процесс информатизации и внедрения персональных компьютеров в процесс обучения и позволяет даже массовую школу сделать индивидуально направленной. Педагога-репетитора заменяет компьютерная программа. Вот и весь секрет.
Стоит сказать, что сегодня проблема состоит не в наличии или отсутствии компьютеров и не в расхожих мифах о том, что это главный «враг» процесса обучения. Проблема в том, что ученик (читай – учитель) не знает и не умеет применить ИКТ в процессе обучения. Во многом это происходит потому, что больше внимания, чем это необходимо на современном этапе, уделяется традиционному содержанию образования. В то время как багаж человеческих знаний в буквальном смысле этого слова растет не по дням, а по часам. Но стремительно уменьшается и срок годности информации. Ясно, что сегодня гораздо больше внимания необходимо уделять не содержанию, а организации обучения. В этих условиях учитель становится уже не носителем информации, но проводником, «Вергилием» или, говоря на современный манер, тьютором, организатором процесса обучения. И еще: сегодня нужны не «лабораторные» прототипы, а действенные «промышленные образцы» моделей информатизации школы, которые не могут появиться без серьезной многолетней проверки в условиях реального учебного заведения. Недостаток практических образцов имеющихся решений – главный тормоз на пути информатизации школы. Именно ответами на эти вопросы и занялись ученые МГПУ.
Комментарии