search
main
0

Индивидуальный подход

Как открыть мир знаний для каждого

До недавнего времени дети с тяжелыми множественными нарушениями развития считались необучаемыми, их жизнь находилась за пределами образовательного пространства. В эпоху инклюзивного образования такие дети получили возможность обучаться в ближайшей к дому школе, где должны быть созданы условия для их комфортного и продуктивного обучения. Но даже для школ, давно работающих по модели инклюзивного образования, дети с ТМНР представляют новую, особую группу детей, которым требуется создание специальных условий.

Экспертные группы школы на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают специальную индивидуальную программу развития. Основными направлениями обучения детей с ТМНР являются формирование представлений о себе, навыков предметно-практической, бытовой и трудовой деятельности, навыков самообслуживания и ориентации в окружающем мире, умения общаться и взаимодействовать с окружающими. Работа по СИПР создает адекватные возможностям детей условия для общения, получения разно­образных впечатлений и опыта самореализации.

В СИПР входят только те программные материалы, которые могут быть освоены ребенком с тяжелой патологией – лишь при таком условии он сможет развиваться, обучаться и самореализовываться.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.

Мы помогаем ребенку включиться в социальные отношения через доступную для него деятельность (наблюдать за теми, кто передвигается или шумит, брать предметы или игрушки, совместно выполнять различные действия). На своих занятиях специалисты школы чаще всего используют приемы предметно-практической деятельности. Используя метод «рука в руке», мы даем ребенку возможность раскрашивать, обводить, находить, сравнивать.

Родители – полноправные участники образовательного процесса, задействованные в согласовании целей и задач СИПР. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. В целях психологической поддержки родителей и по их желанию организуются группы, в которых родители обсуждают актуальные для них темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

Все мы стремимся помочь особому ребенку и его семье жить полноценной жизнью. Большинство обучающихся детей с ТМНР зачислены на надомную форму обучения. Учителя и специалисты помогают родителям создать дома специальную развивающую среду. Но это не значит, что все уроки и занятия проходят дома. С целью социализации таких детей часть учебной и внеурочной деятельности проводится на базе школы, если это не противоречит медицинским показаниям.

Мы обеспечиваем взаимодействие детей в рамках заранее продуманной системы мероприятий, посещение с классом совместных уроков изо, технологии, музыки. Для развития коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия обеспечиваются подгрупповые коррекционно-развивающие занятия у специалистов. Также мы приглашаем детей, обучающихся по СИПР, на все проводимые в рамках школы праздники (День знаний, День учителя, 8 Марта, Новый год).

Научно-технический прогресс последних десятилетий привел к тому, что электронные устройства прочно вошли в жизнь современного человека. Сейчас трудно представить сферу жизнедеятельности общества, в которой бы не использовались разнообразные современные устройства. Неизбежно и то, что дети XXI века с раннего детства знакомятся с различными гаджетами и девайсами.

Сейчас для современных устройств существует множество приложений, позволяющих не только сделать образовательный процесс более интересным, но и помочь ребенку, имеющему определенные трудности в обучении, облегчить процесс получения знаний.

Самой большой базой электронных учебных материалов в настоящее время является Московская электронная школа. Она открывает доступ к учебным пособиям, сценариям уроков, наглядным материалам и даже учебникам. Немаловажно и то, что все приложения МЭШ являются легкодоступными и бесплатными. Данный ресурс помогает разнообразить работу, его удобно использовать для отработки материала, повышения учебной мотивации или в качестве альтернативных заданий детям, имеющим особые образовательные потребности.

Московская электронная школа включает в процесс обучения обучающихся, имеющих различный уровень образовательных потребностей, а также педагогов и родителей. В библиотеке есть задания различного уровня сложности, которые можно дать детям в зависимости от их возможностей и уровня подготовки. В 2021 году стали доступны адаптированные планы и появилась возможность поиска материала для детей с разной нозологией.

МЭШ полезно использовать и в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения школы, которые проводят коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Например, наши учителя-логопеды активно используют в своей работе электронные задания из библиотеки МЭШ. Здесь можно найти упражнения и сценарии уроков на дифференциацию звуков и букв, деление слов на слоги, расстановку ударения, развитие орфографической зоркости, правильное оформление предложений, работу с текстом. Интерактивные задания помогают не только закрепить процесс правописания, но и сделать его более эмоциональным и интересным, что очень важно при работе с низко мотивированными детьми.

Если не удалось найти нужный материал, есть возможность создать собственный, который в дальнейшем будет полезен и другим педагогам.

В своей работе мы применяем и некоторые технологии Microsoft, которые способны заменить многие специальные приборы, недоступные в повседневной жизни. Они мобильны и удобны в использовании.

Программа Office Lens помогает людям с нарушением чтения. Она очень удобна, так как ее можно установить на смартфон. Office Lens способна озвучить текст из учебника, что позволяет ребенку без помощи взрослого выполнить задание. Ребенку не надо просить помощи в прочтении задания, что повышает его успешность в целом.

В связи с новыми тенденциями в образовании, в частности с широким применением цифровых технологий в работе с детьми с нарушениями зрения, мы активно используем цифровой инструмент «лупа». Она позволяет рассмотреть мелкие детали на экране компьютера. Также большим подспорьем в работе на компьютере для детей с особенностями зрительного восприятия является возможность персональной настройки экрана: изменение размера шрифта и иконок, контрастности и цветовых схем.

В своей работе мы применяем и средство иммерсивного чтения Immersive Reader. Функцию деления на слоги удобно использовать при работе с детьми, которые только начинают читать по слогам, или как самопроверку для детей, испытывающих трудности при делении на слоги.

Для детей с дислексией, РАС и СДВГ очень полезными являются функции выделения строк, настройки длины строки и межбуквенного интервала, так как они помогают улучшить восприятие, сконцентрироваться на тексте и лучше понимать его. Настройка цвета страницы облегчает процесс чтения учащимся с особенностями цветовосприятия, снимает нагрузку на зрение и облегчает чтение с листа.

В работе учителей-логопедов и учителей русского языка удобной показала себя функция выделения разных частей речи, что помогает при освоении грамматики. Ребенок может самостоятельно тренироваться в определении частей речи, а потом использовать данную функцию в качестве самопроверки.

Словарь в картинках не только помогает детям с ТНР и бедным словарным запасом (дети с ЗПР) понимать прочитанное, но и обогащает их словарный запас. Полезен он будет и на уроках изучения иностранных языков.

Функция озвучивания чтения незаменима в работе с текстом для детей, испытывающих трудности при чтении. Также ее можно использовать для самостоятельного обучения чтению, для чтения синхронно. Скорость озвучивания текста можно менять и подстраивать под возможности каждого ребенка.

Несомненно, использование на практике этих и многих других современных технологий в процессе образования лиц с ОВЗ помогает значительно повысить уровень получаемых знаний и облегчить работу по передаче и восприятию необходимой информации.

Современные электронные технологии – это помощь как учителям, так и ученикам и их родителям для упрощения получения образования и в целом успешной интеграции в общество. Новые технологии помогают детям выполнять, казалось бы, непосильные для них задания, лучше видеть, слышать и учиться. Они компенсируют функциональные ограничения ребенка и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности.

Екатерина ЧИСТОВА, Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА, учителя-логопеды школы №1467;
Надежда РОЩИНА, учитель начальных классов школы №1467;
Елена ТЕРЕХОВА, учитель-дефектолог школы №1467

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте