В Швеции, в отличие от России, два учительских профсоюза. Первичной организацией считается муниципальная. А каждый педагог о размере своей зарплаты договаривается непосредственно с директором школы. Об этом и многом другом узнали профлидеры, побывавшие на курсах переподготовки в Москве. Как сообщал «МП» в 47-м номере, в ноябре в рамках российско-шведского проекта прошел оценочный семинар по развитию сети профсоюзных кружков в регионах, на который прибыли зарубежные партнеры во главе с Анн-Кристин ЛАРССОН, международным секретарем Профсоюза учителей Швеции. Перед тем как ответить на многочисленные вопросы российских коллег, Анн-Кристин рассказала о задачах, стоящих перед ее организацией:
– Основной вопрос, который нас волнует, – это объединение учительского профдвижения страны. Помимо нашего профсоюза, в котором 230 тысяч педагогов, в Швеции есть Национальный профсоюз учителей, в котором состоят 80 тысяч человек. Уже годы и годы мы ведем переговоры об объединении, но решение до сих пор не принято.
Вторая важная задача – повышение заработной платы учителей. Учителя Швеции относятся к среднему классу общества. Они не богатые, но и не бедные. Зарплата колеблется от 2400 до 3000 долларов в месяц между начинающим и опытным учителем. Этих денег достаточно. Для сравнения – снимать трехкомнатную квартиру в Швеции стоит около 500 долларов. Однако, по нашему мнению, уровень образования учителей настолько высок, что они заслуживают большего.
Мы как профсоюз очень гордимся тем, что за последние 10 лет произошли большие изменения, связанные с подготовкой учителей. Мы добились того, что продолжительность обучения увеличена. В настоящее время будущий педагог учится от 3,5 до 5 лет. Также повысилось качество преподавания предметов для учителей-предметников. Возросла степень гибкости программ, то есть у студентов появилось больше свободы в выборе специализации. Сейчас я могу смело заявить, что подготовка учителей в Швеции – это действительно высококлассная подготовка.
Мы хотим, чтобы голос учителя стал еще более слышим в обществе, чтобы в вопросах развития, реформирования школы его мнение учитывалось в первую очередь. Мы уверены: если влияние учителей будет расти, это обязательно повлечет за собой повышение их заработной платы. Чтобы этого добиться, надо предоставить учителю больше возможности для самовыражения, сделать так, чтобы каждодневная работа учителя была интересной ему самому. Поэтому возникает вопрос развития системы повышения квалификации учителей без отрыва от произвоства, от образовательного процесса.
– Какой уровень управления в Швеции отвечает за финансирование школы, в том числе за оплату труда учителей?
– Швеция в целом – очень децентрализованное государство и общество. За базовое образование, от ясель до последнего класса средней школы, отвечают муниципалитеты. Правительство определяет учебные программы, ставит задачи перед образованием. При этом на местном уровне – полная свобода.
Учителя больше не получают зарплату согласно каким-то разрядам. Идея состоит в том, что зарплата должна определяться на том уровне, где работает человек. Поэтому большинство членов нашего профсоюза договариваются о размере своего вознаграждения непосредственно с директором школы. На уровне правительства мы как профсоюз заключаем только рамочное соглашение. К примеру, договариваемся, что в течение года зарплата учителей повысится на 3%. Эта «рамка» приходит в муниципалитет. Начинаются переговоры между местной профорганизацией и администрацией. Затем переговоры спускаются на уровень отдельного директора и учителя.
– Есть ли в школах Швеции управляющие советы и участвуют ли они в этом процессе?
– Да, у нас есть подобные советы, куда входят учителя, директора, дети, родители. Но когда идут переговоры о зарплате, в них участвуют только профсоюз (или его отдельный представитель) и работодатель.
– От чего же зависит индивидуальная зарплата учителя и влияет ли на ее размер симпатия директора?
– Прежде всего смотрят на вашу квалификацию, на ваш диплом. Он должен соответствовать профессии. Если бы я была директором, я попросила бы вас представить оценки, которые вы получили в ходе обучения. Затем я позвонила бы знакомым директорам и спросила, сколько денег они платили бы такому учителю. Кроме того, я знаю, что вы наверняка посмотрели страницу нашей школы в интернете и представляете, на что можете претендовать. Каждая школа Швеции имеет свой сайт, где отражена заработная плата всех педагогов. Если в моем муниципалитете не хватает учителей, я предложу вам зарплату чуть выше средней.
Должна отметить, что эта система касается не только образования, индивидуальными контрактами охвачена вся страна. Учителя были той категорией работников, которая последней отказалась от установленной зарплаты. Мы буквально не могли от нее оторваться: не отбирайте у нас фиксированную зарплату, никому ее не отдадим! Тогда работодатели сделали очень хитрый и правильный шаг – сократили разницу в разрядах. В конце концов мы сами поняли, что нужно перестраиваться. И знаете, что произошло, когда профсоюз решил отказаться от этой фиксированной системы? Наши учителя хором закричали: вы нас продали, только любимчики будут получать высокую зарплату! Мы всех успокаивали: тише, ребята, все образуется. Мы заявили, что профсоюз все равно будет бороться за повышение зарплаты на 20% за 5 лет. Цель остается прежней, но методы мы меняем. В итоге зарплата выросла на 22%, причем именно благодаря индивидуальным контрактам. Если бы мы держались за разрядную сетку, то каждые 18 месяцев учитель поднимался бы на следующую ступеньку и наконец стал бы получать максимум без перспектив на будущее. Работодатели предложили «поднять» всю разрядную лестницу на 3%. Таким образом, зарплата учителей, достигнувших верха этой лестницы, тоже выросла бы только на 3%, а на рынке труда все добивались большего повышения ежегодно.
– Неужели у педагогов совсем нет государственных гарантий по оплате труда?
– А зачем нужны гарантии? Это же рынок! Здесь идет борьба за профессионалов. Если вы хотите, чтобы к вам стекались квалифицированные кадры, надо платить больше, чем в других школах и муниципалитетах.
– Как вы думаете, применима ли подобная система в России, если учесть серьезную разницу в финансовом положении регионов, не говоря уже о муниципальных образованиях?
– Россияне должны сами решить, какой путь им выбрать. Правда, отмечу, что такой дифференциации между территориями, как у вас в стране, в Швеции нет. Доходы муниципалитетов различны. Но тем, у кого налоговая база маленькая, средства добавляет правительство, поэтому ситуация выравнивается.
– Какова структура Профсоюза учителей Швеции?
– У нас первичной организацией считается муниципальная, поэтому в профсоюзе 300 первичек – по числу муниципалитетов. В каждой свой выборный призидиум. Заработную плату нашим работникам платит работодатель. Это закреплено в трудовом законодательстве страны и касается всех шведских профсоюзов. Мы очень довольны нашей системой. Количество часов, оплачиваемых работодателем, зависит от численности организации. Поэтому профсоюз просто производит необходимые расчеты и получает деньги, которые может расходовать по своему усмотрению. Единственный человек в профессиональном союзе, который получает зарплату из профсоюзных средств, – это председатель. Он избирается на съезде, который проходит каждые три года.
– А платят ли учителя членские взносы и как они распределяются?
– Педагоги ежемесячно отчисляют в профсоюз полтора процента своей зарплаты. Система вычитания автоматическая. Все деньги, 100%, поступают на центральный уровень, в штаб-квартиру профсоюза, и затем распределяются на основе решения съезда. Сейчас структура профсоюзного бюджета выглядит так: орграсходы (заседания президиума, проведение пленумов и т.д.) составляют 7,4%, перечисления на определенные мероприятия местным организациям – 20,7%, оплата региональных штаб-квартир – 16,9%, зарплата наемных работников аппарата – 16%, информационная работа и профучеба – 13,5%, административные расходы – 9%, выпуск профсоюзных и педагогических изданий – 9%, услуги сторонних организаций – 6%, международное сотрудничество – 1,5%.
– Что, на ваш взгляд, ожидает систему образования Швеции в ближайшие годы?
– Думая о будущем, я представляю себе две чаши весов. С одной стороны, как я уже говорила, последние 10 лет в стране происходила полная децентрализация: все больше свобод и прав отдавалось местному уровню управления, муниципалитетам. Это предполагает минимум контроля сверху, как можно меньше законодательства, различных правил, внедрение рыночной системы.
Но если мы посмотрим на другую чашу весов, то увидим, что контроль возвращается обратно. Швеция стоит на пороге принятия нового закона об образовании. Учащиеся 9-го класса будут обязаны проходить национальное тестирование. Обсуждается введение обязательного тестирования в пятом и даже в третьем классе. Внедряется новая система школьных инспекторов. И опять заговорили о более фиксированной зарплате учителей. Система, о которой идет речь, еще не введена, но очень похожа на ту, что действует сегодня в России: будет группа квалифицированных педагогов, группа по середине и группа начинающих, или низкоквалифицированных учителей.
Таким образом, чаша централизации сегодня приобретает вес, и под ее давлением чаша децентрализации, которая десять лет назад была внизу, перемещается. Не знаю, что ожидает нас в будущем. Но сейчас, по нашему мнению, сложилась очень сбалансированная система.
Записала Наталья БУНЯКИНА
Комментарии