search
main
0

Индивидуальные и коллективные интересы. Тема «Гражданское общество». Старшие классы

Урок разделен на несколько блоков, поскольку лекционная часть чередуется с частями, где предполагается активное участие учащихся. Помимо теории предусмотрены задания в виде тестов, работа с карточками, а также мини-дискуссия.

Таким образом, составляется определение (достаточно общее и простое) гражданского общества: « – это система или совокупность граждан, не зависимых от государства и представляющих свои интересы».3. оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Тест «Кто я?». Ученикам выдаются небольшие листочки бумаги, на которых им предложено ответить 10 раз на вопрос «Кто я?», желательно одним словом (существительным). Это называется методом свободных ассоциаций. На самом деле это абсолютно универсальный тест, он приемлем в любой теме курсов обществознания, граждановедения, психологии и т.д. В зависимости от того, какие педагог ставит цели, так он и интерпретирует ответы учеников на эти тесты. «Девочка, мальчик, человек, брюнетка, блондинка, дочь, сестра, ученик» – вариантов ответов может быть множество. Достаточно редко среди ответов встречается «гражданин», немногим чаще – «личность, индивид». А поскольку в данном блоке нам нужно ввести именно понятие «гражданин», по результатам теста учитель делает выводы о том, кем себя ощущают дети. Далее соответственно задается вопрос, кто такой гражданин.

Кто такой гражданин? Ассоциации, которые даются учениками, фиксируются учителем, и методом исключения составляется определение. «Гражданин – это человек, ответственный, способный к самостоятельным решениям и действиям, к объединению в ассоциации гражданского общества».

Работа с карточками

Класс делится на несколько групп (4-5, в зависимости от количества учеников в данном классе). Группам выдаются карточки:

Человек

Индивид

Личность

Общество

Независимые ассоциации, организации

Гражданское общество

Частные интересы

Общественные интересы

Государство

Крупные промышленные компании, заводы

Органы охраны правопорядка.

Затем учитель формулирует задание: просит каждую группу расположить карточки так, как дети представляют себе устройство современного государства с наличием гражданского общества. Это можно делать в виде столбиков, кругов, как угодно. Главное, чтобы потом группа презентовала свое видение устройства государства (желательно – у доски или так, чтоб было видно всему классу) и объяснила, каким образом карточки соотносятся между собой и почему. На работу отводится 5-10 минут.

Главное преимущество данного задания заключается в том, что как бы ученики ни расположили карточки, – это их видение, и оно в любом случае будет правильным.

Конечно, необходимо подвести итоги данного обсуждения и отметить, что в пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» при этом отражают различные стороны жизни общества. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Таким образом, составляется определение (достаточно общее и простое) гражданского общества: «Гражданское общество – это система или совокупность граждан, не зависимых от государства и представляющих свои интересы».

После того как ученики зафиксировали определение гражданского общества, учителем задается вопрос: «Что важно, что необходимо для функционирования гражданского общества?» Выводить детей на ответ можно с помощью подсказок. Например, «Какие сферы жизни общества вы знаете?» Как правило, ученики средней школы сразу отвечают: политическая, экономическая, культурная, социальная. Соответственно, что должно быть в каждой сфере, чтобы гражданское общество в стране было и работало?

Теоретическая часть выглядит следующим образом:

Предпосылки функционирования гражданского общества.

В экономической сфере: частная собственность, свободный рынок и конкуренция.

В социальной сфере: большой удельный вес среднего класса. (То есть чтобы были самостоятельные люди с довольно высоким достатком.)

Политико-правовые предпосылки: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм.

Культурные предпосылки: обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения.

Безусловно, учитель поясняет каждый пункт, приводит примеры, ассоциации, близкие ученикам. Например, большой удельный вес среднего класса можно объяснить понятными детям категориями: вместо общества, где есть «новые русские» и бомжи, должно быть общество «средних русских».

Предполагается мини-дискуссия «Есть ли, на ваш взгляд, гражданское общество в России сегодня?». Что реально сегодня есть в России: в экономике, в политике, есть ли так называемый средний класс, плюрализм, децентрализация власти? Есть ли условия и готово ли общество?

Поскольку на сегодня достаточно сложно говорить о наличии в России гражданского общества в чистом виде, следует разобраться, в чем причина. Если разбирать по сферам, так же как и предпосылки формирования гражданского общества, то теоретический блок будет выглядеть следующим образом:

Причины отсутствия в чистом виде гражданского общества в России.

1. Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действует лишь формально.

2. Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд.

3. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Подводя итог данному тематическому блоку, будет целесообразно задать вопросы такого плана, как:

Нужно ли России гражданское общество?

Если да, то кому именно: президенту, правительству и СМИ как «маска» для мировой общественности, или оно нужно действительно людям?

Нужно ли оно лично вам? Зачем?

В конце урока следует подвести небольшой итог, чтобы зафиксировать в сознании детей, что теперь они знают, кто такой гражданин, что такое гражданское общество, когда оно функционирует и что его функционированию может мешать. Часто ученики задают вопрос: «А зачем мне это надо? То есть что я теряю, не зная этой темы?» Поэтому можно объяснить, что теперь по крайней мере на вопрос «Кто я?» каждый из вас сможет либо ответить, что он гражданин, либо сознательно этого не делать, если сам себя таковым не осознает. То есть в какой-то степени решается проблема самоидентификации. Хотя, безусловно, подведение итога – это личное дело каждого учителя, а также оно зависит от того, какой класс, насколько активно шла работа, насколько эта тема интересна и важна для людей данного маленького сообщества.

Анна ФАДЕЕВА, студентка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте