search
main
0

Индивидуальность – великий дар природы Тема. “Что в имени тебе моем?”. 5-6-е классы

Цели. Воспитание нравственности и развитие творческого интереса учащихся к самим себе и окружающим их людям; развитие умения работать с документами на основе изучения статей Конвенции о правах ребенка ООН и Семейного кодекса Российской Федерации и навыков самостоятельного поиска дополнительного материала; совершенствование понятийного аппарата; контроль за уровнем усвоения основного материала.
Оборудование: Конвенция о правах ребенка ООН и Семейный кодекс РФ; эмблема ООН, сердечки с именами учащихся класса, таблички с новыми словами и основными вопросами урока; выставка книг по теме; доска и мел, рабочие тетради учащихся.

Основные вопросы темы:
1. Чем мы, люди, отличаемся друг от друга?
2. Конвенция о праве ребенка на имя и сохранение своей индивидуальности.
3. Наши имена.
4. Зачем и от кого нужно защищать свою индивидуальность?

Ход урока
В ходе фронтальной беседы с учащимися класса учитель повторяет основные вопросы изученного материала и объявляет тему урока.
Учитель. Изучение темы урока мы начнем с ответа на простой вопрос: чем один человек отличается от другого на примере нашего класса? Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: чем вы отличаетесь друг от друга?
Ответы учащихся: лицом, ростом, именами, полом, прической, характером, одеждой…
Учитель. Вы видите, что ваши друзья все разные. Вы знаете, кто из них добрый, кто веселый, кто упрямый, кто молчалив, а кто рта не закрывает, кто любит книги, кто – цветы, животных. Кое-кто может и обмануть. То есть у каждого человека есть особенности, которые отличают его от всех других людей. Эти отличительные качества называются индивидуальностью человека.
Учащиеся в тетрадях после темы и плана урока записывают: “Слово “индивидуальность” образовалось от латинского “индивидуум”, что значит самостоятельный, отдельный человек”.
Учитель. Давайте посмотрим, что говорится в статье 8 Конвенции о правах ребенка об индивидуальности.
Учащиеся находят и читают статью 8, в которой говорится об уважении права ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что у каждого человека есть свое имя. Еще А. Пушкин в свое время писал:

Что в имени тебе моем?..
…Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Давайте и мы поговорим о наших именах. В нашем классе… различных имен: …женских и …мужских. Вот они перед вами. (На доске вывешиваются сердечки или таблички с именами учащихся).
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Знаете ли вы, ребята, знаменитых людей, у которых такое же имя, как и у вас?
Кто может назвать книги, песни, фильмы, герои в которых носят такие же, как у вас, имена?
Учащиеся рассказывают…
Учитель. Хорошо, ребята! Вы много знаете о своих именах: кто носит такое же имя, как и вы; где ваше имя упоминается. Давайте продолжим знакомство с нашими именами.
Ученики читают стихи А. Боброва:

Имена, Имена, Имена
В нашей речи звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может, и в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.

Имена, Имена, Имена
В этой жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна,
Так и имя – загадка и тайна.

Учитель. Да, ребята, ЗАГАДКА И ТАЙНА! Потому что каждое имя обязательно имеет свой собственный смысл.
В далеком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребенка. Каждое слово, в том числе и имя, тогда расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чем-то судьбу человека.
Большинство самых обычных наших имен, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, славянские, еврейские и персидские имена. Возьмите каждый по “сердечку” со своим именем.
Учащиеся берут у доски “сердечки” с расшифровкой имени и творческим заданием на дом.
Учитель. Обратимся снова к тексту Конвенции и прочитаем первый пункт статьи 7, где закрепляется право ребенка на имя и приобретение гражданства.
Учащиеся читают текст статьи 7.
Учитель. А теперь узнаем, что говорится о праве на имя ребенка в Семейном кодексе нашей страны: читаем пп. 1, 2 статьи 58.
(Учащиеся читают, учитель комментирует).
Учитель. Что же бывает с теми, кому дают неудачное имя, мы узнаем из представления по мотивам японской сказки.
Учащиеся разыгрывают сценку из жизни двух японских мальчиков: Чона и Бонзы большого – Бонзы меньшего – Бонзы над всеми бонзами бонзы – Бонзы просто так – Бонзы не знаю дальше как…
Учитель. Итак, у каждого человека есть имя. Но и лицо каждого человека, как правило, отличается от лиц других людей. Оно имеет свои особенности. От слова “лицо” происходит слово “личность”.
Представьте себе ваши любимые цветы. Например, целое поле только роз или только ромашек. Если смотреть на все поле одинаковых цветов, то трудно выделить отдельный цветок из всего поля. И только подойдя поближе, рассматривая каждый в отдельности цветок, вы находите в нем какие-то особенности: высоту стебля, форму листочков и бутончиков. Но если на поляне останутся только одинаковые цветы, то пропадет многообразие, пропадет красота.
Точно так же и с людьми: чем ярче проявляется индивидуальность, тем человек духовно богаче.
Вспомним, что Конвенция в статье 8 дает право ребенку “на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи”.
Это право – ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ.
Давайте подумаем над вопросами:
Почему Конвенция защищает право ребенка на индивидуальность?
Зачем и от кого нужно защищать свою индивидуальность?
Кто такие граждане?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Учитель. Есть люди, которые не хотят уважать мнение детей, их личную жизнь и интересы. Считают все это простой блажью. Большинство вопросов за детей решают старшие. Конвенция помогает одним взрослым – добрым и справедливым – защитить каждого из вас от других – равнодушных и бессердечных. Но чем раньше человек разовьется и станет личностью, тем раньше он станет независимым. Каждый сам должен приложить усилия к тому, чтобы стать таким, каким хочет себя видеть. А для этого прежде всего нужно сохранить свою индивидуальность: свои особенности и способности.
Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, жизнь прекрасна и удивительна, огорчения забываются быстро. Становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решить только сам. Готовьте себя к этому!
Гражданин не только пользуется своими правами, ждет, когда они будут соблюдаться, но должен знать, отстаивать свои права и уметь ими пользоваться.
Представьте луг, на котором растут только одни ромашки. Представьте, что у всех у вас одинаковые лица и имена! Теряя индивидуальность, человек теряет свое лицо, теряет свободу. Безликие люди перестают думать, их легко подчинить и ими легко управлять.
Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и способности ваших друзей – это будущее богатство нашего народа.
Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.
Домашнее задание: статьи 7 и 8 Конвенции ООН, статья 58 Семейного кодекса РФ; в “сердечке” – на одной половине записать имена членов семьи, на другой – имена знаменитостей, произведения с таким же именем, как и у вас.
Олег ЕНОВ,
учитель истории и обществоведения

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте