search
main
0

Индивидуализация в обучении. Факультатив

В последнее время часто слышится недовольство школой как со стороны родителей, детей, так и со стороны государственных структур. Почему? Почему образовательная парадигма, выстроенная Я.А.Коменским и устраивавшая всех более трехсот лет, вдруг стала несовременной? Гений Коменского в том, что он придумал, как один не всегда творческий человек, не всегда самый сильный в той науке, которую он преподает, но профессионально обученный человек, может научить двадцать пять-тридцать детей. То есть Коменский изобрел технологию, в рамках которой работает большинство из нас. Что же изменилось? Главная перемена заключается в том, что учиться стали все, а не только наиболее способные. К тому же мир изменился до неузнаваемости и продолжает быстро меняться.

Пока учились только сильные, не было проблемы психологических травм от неуспеха, который закрывает любой познавательный интерес и ломает любую образовательную траекторию. Сегодня, обучая всех, предполагается, что объем любого учебника к концу года должен быть усвоен всеми. Если сложить стопочкой все учебники на один учебный год, то получится объем, усвоить который немыслимо. Что же нужно изменить в содержании образования? На наш взгляд, необходимо менять баланс знаний и их соотношение с навыками, умениями, с эмоциями и с творчеством каждого отдельного ребенка. Возможно ли это? Можно ли что-то влить в переполненный стакан? Ведущие дидакты, психологи и методисты утверждают, что можно, если использовать развивающие методики и технологию индивидуального обучения.

Если позаимствовать у М.Люшера метафору «куб личности, в четырех углах которого расположены интеллектуально-продуктивный, эмоционально-волевой, физический и социальный компоненты, в совокупности образующие упрощенную схему структуры личности человека», то можно наглядно увидеть: нельзя развивать какой-либо компонент в ущерб остальным, так как он начнет деформироваться. Поэтому необходимо соблюдать образовательный баланс. Для этого все программы по истории были проанализированы с трех позиций.

Первый компонент обеспечивает функциональную грамотность – это знания, без которых невозможно обойтись в повседневной жизни. Второй – фундаментальные идеи, о которых надо иметь представление. Третий – знания, которые нужны не всем. Они потребуются только тем, кто будет заниматься дальше, по определенному профилю.

Сегодня такой анализ делает учитель, он определяет индивидуальную стратегию в обучении ребенка. Ребенок имеет право знать, что он обязан усвоить: вот это – обязательно, а остальное – я могу знать, если захочу. При этом у него появляется психологическое освобождение: я не знаю этого не потому, что я не способен, а потому, что это вне сферы моих интересов. Такое обучение перспективно, так как здесь закладывается идея: щадящие требования к обязательному усвоению, а не к обязательному обучению.

Что же такое урок, как сделать его эффективным, как рационально выбрать нужный метод, прием, средство? Урок – основная организационная форма изучения истории. Цель учебных занятий – обеспечить освоение учащимися исторических знаний, помочь им овладеть эффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственных качеств, выработать навыки анализа исторического опыта применительно к современности.

Занятия с учащимися многообразны по форме. Это могут быть консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. В практике обучения истории проводят уроки, сходные по каким-либо общим признакам. Исходя из них, ученые определяют типы уроков. Их классифицируют на основе содержания, дидактической цели, способов проведения, звеньев процесса обучения.

А.Вагин считал, что в основе типологии уроков должны находиться такие звенья процесса обучения, как подготовка учащихся к восприятию нового, сообщение исторических данных, организация осмысливания и закрепления, выработка умений и навыков исторического мышления, обучение применению знаний, проверка знаний. Урок может содержать все звенья, или же может преобладать одно звено. Сочетание звеньев обучения называется структурой урока.

В основе других классификаций лежат ведущий метод (урок-лекция, урок-диспут, киноурок и т.д.), деятельность учащихся (урок обобщения, проблемный урок и т.д.), характер материала (урок изучения фактов).

Большинство дидактов и методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и главную обучающую задачу. Таким образом, выделяют урок вводный, урок изучения нового, комбинированный, контрольный, урок проверки и учета знаний и повторительно-обобщающий.

Выбирая тип занятия, учитель руководствуется местом его в теме, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Как же выбрать целесообразный и эффективный метод? Такой метод, чтобы творческий замысел педагога мог быть реализован вместе с детьми и активизировал их творческий потенциал?

На наш взгляд, этого можно достигнуть при индивидуализации обучения. Хотелось бы напомнить вам отрывок из рассказа А.Чехова «Детвора», где автор раскрывает индивидуальные мотивы участия каждого из детей в условиях общей деятельности – игры в лото.

«Папы, мамы и тети Нади нет дома… В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой… и играют в лото… Играют с азартом.

Самый большой азарт написан на лице Гриши… Играет он исключительно из-за денег…

Сестра его Аня… зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее – вопрос самолюбия.

Другая сестра Соня… играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.

Алеша пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого.

…Кухаркин сын Андрей… весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!»

Сходная картина наблюдается на уроках. По замыслу учителя все учащиеся, к примеру, на лекции должны заниматься однородной деятельностью, то есть внимательно слушать и делать соответствующие теме записи в тетрадях. Но многие далеки от замысла педагога: один смотрит в книгу; другой – в глаза учителю, при этом не слыша его; третий – мыслями в «заоконной» дали; четвертый списывает невыполненное домашнее задание по другому предмету и т.д.

С учебной точки зрения класс собран для одной деятельности – слушания лекции, персонально же многие из присутствующих заняты своим делом, не имеющим никакого отношения к лекции. Избежать этого можно при индивидуализации обучения. Индивидуализация – это организация персональной работы каждого учащегося в соответствии с его умственными возможностями и характерными особенностями на всех видах занятий. Индивидуальный подход можно рассматривать как принцип обучения, ориентирующий на индивидуальные особенности ребенка и требующий создания психолого-педагогических условий для развития его личности.

Каждый учащийся независимо от вида занятий должен быть занят делом, его умственное напряжение должно быть предельно высоким. К такому подходу в обучении учащихся учителей призывали опытные методисты во все времена. «Необходимо… применять методы обучения так, – отмечал теоретик и практик педагогики 20-30-х годов XX века М.Пистрак, – чтобы правильно с точки зрения поставленной учебной задачи сочетать индивидуальную и коллективную работу учащихся, повышать и уточнять ответственность за выполнение индивидуальной работы и личной доли работы в коллективном труде».

Индивидуализация в обучении предполагает решение учителем двух проблем. Организация обстановки для индивидуальной работы каждого учащегося на занятиях. Обеспечение каждого учащегося соответствующими его возможностям методами и дидактическими средствами изучения истории.

Уровни индивидуализации могут проявляться в предоставлении учителем учащимся большей или меньшей самостоятельности в учебе, в сложности и объеме учебных заданий, в способах стимулирования познавательной активности и т.д. Индивидуализация в обучении может носить как эпизодичный, так и системный характер.

Эпизодическая индивидуальная работа проявляется, когда дети не ориентированы заранее на такой вид деятельности, то есть стихийно, в результате удачного методического приема, примера, вопроса, поставленного учителем или кем-то из учащихся и т.п. Системная индивидуальная работа ребят носит плановый характер. При ее организации учитывается общая характеристика учащихся класса (интеллектуальная в первую очередь и отношение к учебе), заранее определяются дидактические материалы, формы, приемы, способы работы с классом в целом и конкретными учащимися в отдельности при отработке темы, хрестоматийного источника, раздела и т.д.

Таким образом, индивидуализация предполагает внутреннее и внешнее воздействие на учащихся, управление деятельностью каждого из них, обеспечение их умственного напряжения и постоянного внимания в ходе приобретения и усвоения исторических знаний независимо от вида работы. В этом случае и будет выбран самый рациональный метод и достигнут педагогический замысел урока.

Очевидно, что для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение. А если это так, то вполне естественным было бы предположить, что этот способ организации обучения должен быть самым эффективным. Теория обучения и многовековая практика образовательной деятельности свидетельствуют о том, что в этом вопросе все далеко не так однозначно.

Даже при классно-урочной системе с ее явно выраженной тенденцией к унификации личности образовательный эффект часто оказывается большим, чем при некоторых способах индивидуального обучения. Подобные примеры нельзя рассматривать как неопровержимые доказательства неэффективности индивидуального обучения. Для оценки результативности необходим анализ всех факторов, влияющих на результат. Так, например, низкая эффективность работы малокомплектных школ может быть обусловлена слабой подготовленностью большинства работающих в них педагогов, низкой информационно-развивающей насыщенностью окружающей среды, а также другими факторами, не имеющими никакого отношения к индивидуальному обучению как таковому.

Говоря об индивидуализации, необходимо выяснить, что такое обучаемость. Самое краткое определение обучаемости: восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности от самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмысливать однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательного интереса.

Качество познавательной деятельности зависит от сложности материала и трудности его усвоения. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала – количество звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудность усвоения всегда субъективна и зависит от обучаемости – соответствия содержания материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств. Трудность усвоения будет разной для учеников. Усвоение материала зависит от склонности ученика к мыслительной деятельности, его умения рассуждать, от склонности к формализации.

С учетом сложности материала и трудности познания проводится индивидуализация обучения. Индивидуализация – это самостоятельная работа каждого ученика, зависящая от его особенностей и учебных возможностей. В соответствии с этим и выбираются методы, темпы обучения, объем помощи учителя. В условиях массовой школы реальны лишь элементы индивидуализации, когда, например, учитель использует задания одинакового содержания для всех учащихся, но с разным уровнем сложности.

Задания могут различаться по степени предварительной помощи ученикам, объему учебного материала, сложности, цели. При фронтальной работе вид деятельности может быть одинаковым, но выполнение либо синхронное, либо в разном темпе. Только в процессе деятельности формируется познавательный интерес, творчество учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными, возрастает самостоятельность выполнения заданий. Все это было учтено при составлении индивидуальных учебных планов. Работа по таким планам осуществляется по наиболее важным темам курсов истории.

Одна из целей индивидуального подхода к ребенку – построение адекватной «Я-концепции» относительно устойчивой системы представлений ученика о самом себе, на основе которой ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими. Самовосприятие ребенка является определяющим фактором развития его личности и успешности учебной деятельности. Ребенок, который воспринимает себя как успешного, способного, контролирующего ситуацию, развивается в уверенную в себе, целеустремленную, уравновешенную личность. Для реализации индивидуального подхода необходимо исходить из следующих правил:

к ученику нужно относиться с уважением, постоянно подчеркивая его самоценность;

поощрять интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

формировать у ребенка положительную оценку доброты, честности, дружелюбия, сопереживания, терпения как к другим, так и к себе;

критический анализ действительности и самого ребенка давать только с позитивных позиций, с желанием помочь исправить ситуацию;

развивать привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

развивать навыки общения в самых различных условиях и с разными людьми.

Важным является формирование творческого конформизма, то есть принятия учеником различных точек зрения на один и тот же вопрос как имеющих право на существование. Задача индивидуализации обучения остается на сегодняшний день одной из важнейших в школьной практике.

Светлана МИТРОФАНОВА, Ольга ФЕДОСЕЕВА, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте