Эта тема выбрана для того, чтобы обсудить на целой серии семинаров, которые в самое ближайшее время проведут Департамент образования, МИОО, ФИРО, Институт управления образованием РАО, Национальный комитет образования Финляндии, посольство Финляндии и EduCluster Finland.
Изучение, трансляция и адаптация образцов лучшей практики в настоящее время признаются наиболее эффективным способом развития систем образования в современном мире. По этому пути идут все без исключения экономически развитые страны, интернациональный обмен опытом считается необходимым условием развития национальных систем образования. В условиях внедрения новых стандартов образования, связанных с необходимостью коренной перестройки всей системы обучения, изучение лучших образцов мирового опыта крайне актуально. Московский институт открытого образования совместно с Федеральным институтом развития образования и Институтом управления образованием РАО начинают работу по теоретическому и практическому изучению таких образцов успешной практики и приглашают принять участие в серии семинаров, посвященных опыту развития образования в Финляндии.Финская система образования в контексте образовательных реформВо всех экономически развитых странах – признанных лидерах современного образования – начиная с 60-х годов ХХ века проводили реформы образования, затрагивавшие все аспекты образования: педагогику (содержание образования, учебные планы, стандарты, методы обучения), управленческие и финансовые механизмы, способы оценки и развития школы, законодательство. Однако не все реформы можно назвать успешными. М.Фуллан и другие авторитетные эксперты говорят о провале большинства реформ, начатых в 60-х годах, о трудностях, связанных с реальными изменениями в школе. Во всех экономически развитых странах появились специальные институты развития, изучающие условия и механизмы изменений в образовании, создана специальная «теория развития школы», изучающая все значимые факторы успешных изменений, причины неудач и проблем в развитии. Выводы из анализа реформ таковы: успешными реформы были только в тех странах, в которых удалось все ключевые аспекты образования привести в соответствие друг с другом. Управленческие решения и финансовые механизмы, строение учебного плана и система оценивания должны быть основаны на надежных научных данных и работать на новое понимание учебного процесса и его результата, на новую педагогику. Экспертизы эффективности образовательных реформ и их условий, проводившиеся в немецкоязычных странах, недвусмысленно помогли не только добиться значимых улучшений, но и избежать негативных побочных эффектов, связанных с новой политикой «управления по результату», как это было в США и Англии. Поэтому в странах средней Европы – Германии, Швейцарии, Австрии – при проведении реформ и создании систем оценивания ориентируются на модели реформ и управления скандинавских стран, прежде всего Финляндии и Швеции. Ключевые слова реформ в этих странах: – обеспечение равенства шансов: «любая школа, независимо от места расположения, гарантирует высокое качество образования»;- индивидуализация образования: «не потерять ни одного ребенка!»;- акцент на раннем этапе образования – дошкольном периоде и младшей школе: «Секрет итогового успеха – правильный старт!»;- политика доверия учителям и школе: оценка ради поддержки и развития. Реформы, направленные на обеспечение равенства шансов и индивидуализацию обучения, начались и последовательно проводились в Финляндии и Швеции с 70-х годов. При этом стартовые позиции Финляндии были наихудшими: острый экономический кризис, преобладание аграрного населения, массовая эмиграция из страны и другие социально-экономические проблемы. Ответ на эти проблемы: план модернизации страны, в котором центральная роль отводилась реформе образования. Как удалось Финляндии в относительно короткий срок добиться хороших результатов в исследовании PISA? Какие механизмы обеспечили столь высокие результаты финской системы в международных исследованиях? Как устроена общая система и конкретные инструменты оценивания? Ключевые слова здесь «индивидуализация обучения и своевременная поддержка» (особенно в младшей школе), которые основываются на специальной психолого-педагогической теории и обеспечены конкретными инструментами, управленческими и финансовыми механизмами.Индивидуализация обучения в контексте введения стандартов второго поколенияСтандарт второго поколения требует обеспечения условий для развития всех обучающихся. В условиях массовой школы это означает индивидуализацию обучения. На наш взгляд, проблема индивидуализации обучения – центральная проблема развития российской школы. Уже при поступлении в школу дети значительно отличаются между собой по уровню и особенностям развития. Так называемые сильные школы, реализующие программы на высоком уровне сложности, достигают своих результатов за счет отбора детей. Другим школам достаются ученики с проблемами в обучении. Внутри школы на отобранный класс «А» ставят самого сильного учителя. Качество работы учителя оценивается по учебным результатам класса, что в случае наличия сильных и слабых классов, сильных и слабых школ несправедливо. Если ребенок не справляется с программой обучения на высоком уровне сложности, то родителям рекомендуют сменить школу. То, что ребенок, испытывая неудачи в обучении, переживает реальную травму, во внимание не принимается. Главное – результат! В Финляндии и Швеции все подобные формы достижения высокого результата запрещены законом. Эти страны показывают, что можно достигать высоких результатов в условиях массовой школы, не прибегая к отбору учащихся. Самый квалифицированный учитель тот, кто поднимает слабого, кто работает с трудным классом, кто умеет организовать работу с учениками разных уровней и профилей способностей. На это работает вся система.EduCluster Finland Ltd – организация, учрежденная Национальным комитетом образования Финляндии, региональными и муниципальными органами управления, специально создана для трансляции образцов лучшей практики как в самой Финляндии, так и в других странах. Основная целевая аудитория семинаров – управленцы разных уровней, ищущие директора школ, исследователи, изучающие процессы модернизации и развития школы, методисты. Программа состоит из трех ознакомительных и дальнейших углубленных семинаров для желающих практически осваивать (адаптировать) элементы финской системы. Первый цикл ознакомительных семинаров состоится в 2011 году. Первый семинар посетит генеральный секретарь Национального департамента по оценке образования. Информация к сведениюПрограммаСреда, 23 марта 2011Национальная рамка индивидуализации образования для местных и школьных организаций10.00. Открытие семинара10.15. Законодательная основа для организации и индивидуализации основного образования12.30. Индивидуализация в Национальном учебном плане14.30. Национальная статистика по вопросам образования для учащихся, имеющих специальные потребности. Опыт Ювяскюля 15.15. Результаты оценки учебных достижений – PISA и Национальная оценка16.30. Национальная рамка оценки качества основного образования17.30. Дискуссия
Комментарии