search
main
0

Индийская сказка

Мудрость тибетских ученых и храмы, высеченные в скалах

Музей-заповедник «Царицыно» представил большой выставочный проект «Невероятная Индия. Взгляд из России». История взаимоотношений Индии и России длинна и интересна. Торговля, политика, изобразительное искусство, философия, кинематограф, коллекционирование – все это вошло в выставку.

Скульптура Василия Ватагина «Бычок». 1920‑е годы. Дерево, роспись. Из коллекции Третьяковской галереи
Фото с сайта tsaritsyno-museum.ru

Залы развернувшейся в Большом дворце экспозиции богаты, красивы и разнообразны. В них представлены экспонаты многих музейных и архивных собраний России (Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Екатеринбург, Челябинск), а также частных коллекций. Посетители могут полюбоваться на произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, образцы оружия, литературные тексты, фотографии, афиши, эскизы, костюмы, связанные с кинематографом, анимацией, балетом.

На протяжении веков Индия пленяет русских путешественников, писателей, поэтов, философов, купцов, коллекционеров, собирателей древностей и старинных сокровищ. Кто из нас не знает о «Хождении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина? Он знаком нам со школьных лет, с детства. Старшему поколению по совместной советско-индийской экранизации Василия Пронина и Ходжы Аббаса, где главную роль исполнил Олег Стриженов (фильм – участник конкурсной программы Каннского фестиваля 1958 года). Итак, в путь.

Безусловно, жемчужинами выставки можно назвать миниатюры «Бабур-наме», книги воспоминаний основателя империи Великих Моголов, потомка Тамерлана Захира ад-дина Мухаммеда Бабура (1483-1530). В настоящее время миниатюры находятся в собрании Государственного музея Востока, история же их появления в России насчитывает не одно десятилетие. Русский меценат Алексей Морозов выкупил их у персидского купца на ярмарке в Нижнем Новгороде, позже миниатюры находились в собрании Щукина.

Отдельного внимания заслуживает образец оружия (сабля, тальвар), предоставленный Ивановским историко-краеведческим музеем имени Д.Г.Бурылина. Тальвар – не повторенная ни в одной воинской культуре сабля. Ее отличительная черта – полуторная заточка клинка. Обратная сторона острия выполнена не в виде тупой спинки, а заточена! Замах, удар сверху вниз основным лезвием и… не надо снова размахиваться, открываясь противнику, просто следует поднять клинок снизу вверх, обратным ходом, еще раз разя врага уже другой стороной сабли. Навершие рукояти (эфес) такой сабли выполнялось в виде диска, а гарда – в виде креста. Согласно древней индийской литературе тальвар является одним из десяти орудий богов в борьбе с демонами, олицетворяющими зло.

Произведения изобразительного искусства включают не только картины Николая Рериха, но и Василия Верещагина (из собрания Государственной Третьяковской галереи). В 1874 году художник и воин отправился в путешествие по Индии, в которой пробыл два года. Следующая его поездка случилась в 1882-1883 годах. Василий Верещагин побывал в Бомбее, Агре, Дели. Его глазам открылись древние храмы Эллоры, высеченные в скалах. Его путешествие пролегало сквозь Западные Гималаи и Королевство Непал. «Я в самой середке Гималайев, в малом королевстве Сикким; в резиденцию великого монарха этой страны я теперь направляюсь и уже обменялся с ним несколькими витиеватыми письмами и более скромными подарками. Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 фут[ов] чуть не замерз со своею супружницею: снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000 ф[утов]), испугал моих спутников, и они за нами не изволили последовать. Между тем пошел снег, которым пришлось и питаться за неимением другой пищи, потушил наш огонь, и, кабы не мой охотник, который был с нами и отыскал и уговорил одного из людей внести на гору ящик с едою и несколько необходимых вещей, пришлось бы плохо», – писал он критику Владимиру Стасову.

Индийская тематика встречается и в русском балете. На экспозиции можно увидеть эскизы Льва Бакста к балету Мариуса Петипа «Баядерка» (экспонаты предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства). Посетитель полюбуется на костюмы к опере Антона Рубинштейна «Фераморс» по повести Томаса Мура «Лалла Рукк», поставленной в том числе и в Мариинском театре в 1898 году. К сожалению, опера уже несколько десятилетий остается забытой, меж тем до Антона Рубинштейна к сюжету обращался французский композитор Фелисьен Давид. Его «Лалла Рукк» была поставлена в 1862 году в Париже в Опера-Комик. В ХХ веке французскую оперу сопровождали по большей части записи отдельных номеров. Мировая же премьера оперы Антона Рубинштейна состоялась в Дрезденском придворном театре в 1863 году. Затем постановку увидели театры Вены, Кенигсберга, Данцига, Берлина, Маннгейма, Мюнхена. В Москве опера была поставлена силами выпускников Московской консерватории, в Северной столице – частной антрепризы Максимилиана Максакова.

Конечно, невозможно представить восприятие Индии глазами русского человека, если не сказать о кинематографе и анимации. Афиши к фильму «Зита и Гита», эскизы к «Маугли» Романа Давыдова, «Золотой антилопе» Льва Атаманова напомнят взрослым их детство. К слову, озвучивал раджу знаменитый вахтанговец – актер, режиссер и педагог Рубен Николаевич Симонов. Актер много привнес в роль жадного героя – не только походку, но и жесты, интонацию. «Золотая антилопа» была удостоена нескольких наград на фестивалях в Каннах, в ЮАР, Великобритании, Югославии.

Индийская сказка в Царицыне подарит всем немало впечатлений, радость знакомства с далекой и близкой культурой, размышления над мудростью тибетских ученых и созерцание красоты и богатства тканей, украшений.

Выставка открыта до 22 октября 2023 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте