search
main
0

Имя в профессии – то богатство,которым мы располагаем

Можно сказать, что секция съезда «Имена в профессии» была самой традиционно съездовской. Отчасти потому, что вел ее профессиональный и независимый журналист Петр Положевец, отчасти потому, что ее участников волновали проблемы не столько чисто образовательные, сколько общественные. Имя в профессии участники секции – известные всей России педагоги и управленцы – посчитали тем брендом, который делает образование известным в стране и за ее пределами.

Марианна ЛЕБЕДЕВА,

директор Московского городского методического центра

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, президент издательского дома «Учительская газета:- В Москве сегодня все есть – хорошая материальная база, замечательная зарплата для учителей, для директоров, есть хорошая система повышения квалификации, есть свобода деятельности у педагогов и управленцев. В принципе, казалось бы, все это набор тех условий, который позволяет состояться каждому педагогу. Но все ли состоятся или этого набора все же мало и нужно что-то еще, чтобы человек стал именем в профессии? И вообще, что это такое – имя в профессии и когда оно появляется у человека? Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно»:- Я постоянно думаю об учительской карьере. Те, кто сегодня стал именем в педагогической профессии, стартовали именно как учителя. Мы часто задаем вопрос о том, что такое учительская карьера. В Российской Федерации 47 тысяч школ, у каждого из директоров этих школ есть одна сорокатысячная возможность стать министром образования России, правда, ни один из них пока министром не стал. В России 1200 тысяч учителей, каков шанс у каждого продвинуться вверх по иерархической лестнице? И нужно ли это учителям? Вывод очень простой: для настоящего учителя служебная иерархия не имеет никакого смысла, для учителя карьера – это карьера общественного признания. Для того чтобы это состоялось, на мой взгляд, ничего целенаправленно делать не нужно. Я вспоминаю имя Анатолия Пинского, ведь все те предложения о преобразованиях в российском образовании были сделаны в подвале его школы №1060 – нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, «Умная школа». Как всегда бывает, умные инициативы не всегда получают потом умное исполнение, но многое все же удается. Толи Пинского нет среди нас, давно нет и Саши Тубельского. Пополняется ли педагогика новыми именами? Пополняется, но очень медленно, я хочу, чтобы этот достаточно узкий круг имен стал намного шире. Михаил СЛУЧ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», начальник Юго-Западного окружного управления образования:- Московское образование сейчас находится в полосе довольно серьезных перемен. В связи с этим чрезвычайно актуален вопрос о том, какие имена в педагогике появятся в ближайшее время – через три-четыре года – рядом с теми, которые нам хорошо известны по прошлым деяниям, по прошлой работе. Результаты ныне происходящих перемен могут быть разными. Мы можем говорить о доступном образовании, о том, что учиться ребенку станет хорошо, но можно говорить и о том, какие имена появятся в нашей профессии, какие имена появятся в учительском сообществе. Есть очень важный вопрос: как московская школа создает и может ли она создавать условия для того, чтобы учитель действительно мог профессионально состояться именно как учитель. В смысле заработной платы это происходит более чем хорошо, в смысле улучшения процесса повышения квалификации поможет новая модель финансирования этого процесса, в смысле профессионального стандарта учителя требования к нему крайне высоки, поэтому возникает вопрос: какие учителя смогут состояться в рамках этого стандарта. Если говорить об учительской карьере, то я сам себе постоянно задаю вопрос о том, состоятся ли во всех этих условиях учителя в классическом смысле этого слова – не как люди, которые хотят стать завучами или директорами, а как те люди, которые хотят стать и остаться высококлассными, высококачественными учителями. Естественно, как у управленца у меня особый вопрос по поводу тех людей, которые в школе считаются ведущими: директоров и их заместителей. Могу сказать, что те условия, которые есть в Москве, – рамка, а нужны еще и более или менее хорошие люди, которые придут в профессию и будут готовы в ней состояться. Виталий РУБЦОВ, академик РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета: – Вопрос об имени в профессии чрезвычайно сложный, потому что мы рождаемся с именем, которое нам дали родители, а имя в профессии приобретаем сами в зависимости от того, как в ней работаем. Когда мы говорим об имени в педагогической профессии, первое, что надо сделать, – это говорить о том, кем были наши собственные учителя, ведь в зависимости от этого и у нас появляется имя в профессии. Для меня в профессии есть два имени, это имена моих учителей Василия Давыдова и Даниила Эльконина – создателей теории, которая сделала нашу отечественную школу во многом одной из передовых в мире во многих отношениях. Каждый из нас знает эти имена, я прошел их школу, Давыдов и Эльконин высоко ставили учителей как людей, которые работают с детьми. Я считаю, что если нам будут благодарны наши ученики так же, как мы благодарны нашим учителям, то мы обязательно почувствуем, что у нас есть имя в профессии. Я вспоминаю свою первую учительницу – Зинаиду Широкову, она была учительницей начальной школы, и для меня не было большего праздника, чем приход в школу. Моя первая учительница делала с нами что-то такое, что я и мои одноклассники навсегда запомнили это замечательное имя. Когда мы собираемся со школьными друзьями, то обязательно вспоминаем нашу первую учительницу. У нее есть имя в профессии, потому что она дала нам то, что заставило нас двигаться и развиваться. При этом вопрос не в масштабах этого имени, а в том, как лично мы ощущаем и признаем себя нужными другим. Антон МОЛЕВ, учитель года Москвы-2011, начальник Южного окружного управления образования:- У каждого из нас есть личный список профессионалов, которые стали именами в профессии, в наших жизнях, которые стали нашими учителями. Не называя этих имен, хочу вспомнить, что директор той школы, которую я окончил, на выпускном вечере сказал нам так: «Вы пришли в школу в историческое время – в 1985 году. Надеюсь, никому не стоит напоминать, что 1985 год – год перестройки, год начала масштабных перемен, а вы – первое поколение людей, которые живут в новую эпоху». Мне посчастливилось быть студентом тогда нового Московского городского педагогического университета, потом сложно идти в педагогическую профессию. С одной стороны, совсем не просто переживать то, что родная школа в 90-е годы ринулась с головой в понятия «инновации», «поиск», «обретение новых смыслов». С другой стороны, уже когда я вернулся в школу в качестве учителя, школа переживала различные новые становления, от романтики нужно было переходить к реализму, если не к прагматике. В моей судьбе, в моем сознании свершился переход, я принял решение, которое было трудным, так как для тех ребят, которых я оставил, для той школы, которую я оставил, мой переход в Южный округ был чуть ли не предательством. Как же так, столько лет я был с ними и вдруг ушел! Но я для себя понял, что в этом шаге для меня лично (и этим я себя извинил), надеюсь, заключался некий путь, возможный для современного учителя. Учитель, как известно, в современной ситуации сталкивается с разными выборами, но парадоксальность заключается в том, что он должен учить детей тому самому выбору, который в наше стремительное время становится главной проблемой и для него тоже. Если вспомнить, что учитель каждый год повторяет примерно один и тот же цикл своей жизни, что с момента, когда он осваивает педагогическую профессию и превращается в специалиста-профессионала, до момента, когда он вдруг начинает искать новые смыслы, проходит какое-то количество времени, то он неизбежно с проблемой выбора сталкивается. В нынешней ситуации, когда мы целиком как страна пережили как минимум большой разлом, а сейчас переживаем новое становление и новый поиск, для учителя все это известный вызов и соответственно поиск смысла профессии. Для меня, безусловно, сейчас состояться как профессионалу означает сделать выбор человеку, не просто устремленному в будущее, а человеку, который пытается ставить себе задачи опережающего характера. В этом смысле это не только человек, для которого ценны все истины, о которых говорили на съезде учителей и которые касаются моральных качеств, честности, обязательных задач по творческому развитию, но и еще (а может быть, в данном случае прежде всего) способность предвосхищать ситуацию и быть готовым совершать самостоятельный выбор.Михаил МОКРИНСКИЙ, начальник Центрального окружного управления образования:-За двадцать лет своего директорства в лицее №1535 я насмотрелся на крупных педагогов, и был великий соблазн говорить о профессии как о величинах, как о иконостасе людей, которые сделали пять, десять, двадцать, пятьдесят лет назад огромное дело, говорить о том, что все мы стоим на плечах титанов. Но правильнее было бы вести другой разговор, потому что соревноваться с великими не стоит. Весь наш разговор об имени в профессии – по сути дела, разговор о таланте, потому что человек, работающий с детьми, обязан быть талантливым в профессии, обязан видеть и слышать. Для этого нужен его особый человеческий настрой, задающий ту размерность, в которой человек может состояться как педагог. Я боюсь, что на протяжении последних 20 лет несообразно большая часть таланта тех людей, которые работают в образовании, уходила на то, что они талантливо исполняли роль вахтера Митрича, который строго пропускал всех по пропускам, а если пропуска не было, мог пропустить и так. В работе с детьми, с коллегами, с государством они выступали как люди, которые отвечают за соблюдение правил, причем не только правил писаных, но и правил, по большому счету педагогических скрижалей, которых никто не писал, которые существуют только для тебя и твоего коллектива, и в то же время выполняли роль людей, которые вынуждены интерпретировать, почему это всегда не так. В нашей ситуации я не помню времени, когда человек, работающий в педагогике, был бы счастлив тем, что правила писаные и правила реальные совпадают настолько, что талантливого решения этой проблемы просто не нужно и надо заниматься другими вещами. Когда я по случаю дважды приходил работать в школу – первый раз лаборантом в школу Мильграма, в которой учился, я видел многих великих людей. Хороший учитель с именем – это тот педагог, который дает возможность ребенку решить не ту задачу, которую перед ним поставили, а ту, которую он переосмыслил и считает более существенной. Учитель с именем – это человек, который встречает разных детей и знает, что с этим делать.Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета: – Мне кажется, что применительно к гуманитарной сфере имя важнее, чем имя в профессии: Лихачев, Сахаров. Все эти люди, которые связаны и с 1960 годами, и с культурой, и с разными областями деятельности, становились именами именно потому, что смогли, исходя из широкого взгляда, высказывать те или иные суждения. Наверное, это было такой отличительной чертой, которая позволяла широким слоям граждан их воспринимать. Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор Центра образования №698:- Директор школы, в которой я начинал свою театральную деятельность, Тамара Абакумова нарушала всевозможные наробразовские инструкции, чтобы мы с детьми могли начать работу, создать свой школьный театр, могли жить по-человечески, я мог думать о свободном общении с детьми, которые приходили ко мне. Мы с детьми сочиняли тексты, были художниками, мы до ночи сидели в школе. 33 года я принадлежу к школьному сообществу, теперь я точно знаю, что в каждой школе должен быть хор, театр, оркестр. Образование – это столкновение с личностями. Ребенок должен за свою жизнь сталкиваться с личностями, и чем больше таких личностей будет на его пути, тем лучше, тем глубже будет его образование. Наша профессия творческая, но мы работаем на конвейере, каждый год рассказываем о том, как писать ЖИ и ШИ, сколько будет дважды два, однако на нашем конвейере не одинаковые чушки, а все время разные люди. Наше ремесло в том, что мы должны каждый раз что-то придумывать, наша профессия чисто художественная. Я говорю учителям: если мы теряем ощущение художника, то нам надо из этой профессии уходить. Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109:- Я глубоко убежден, что нам нужен жесткий разговор о профессионализме и именах в профессии. Если мы боимся посмотреть правде в глаза, то это плохо, ибо нам нужно понять, в чем состоит политика образования. У нас оказалась разрушенной шкала нравственных ценностей, становлением ценностей в обществе занимается нынче только одна школа, это одинокий голос в общественном хоре. Но если мы этого не сделаем, мы страну погубим. Педагогика – девушка очень ветреная, полигамная, она сожительствует с философией, с культурологией, с психологией, религиоведением, одна она ничего не может. Педагогика – наука, технология и творчество, никакого противоречия во всем этом нет. Мы одна из самых творческих профессий в стране, на один километр у нас творческих людей больше, чем у американцев. Я глубоко убежден, что качество жизни зависит не от творчества, а от исполнительности. Творческий водитель на дороге – это убийца, который творчески относится к правилам дорожного движения. Когда я вижу нынешних новаторов, мне становится смешно. У меня был случай, когда я взял на работу в начальную школу молодого педагога, сдуру повел его к Шалве Амонашвили. Прихожу на урок к этому творческому мальчику, он во всем повторяет Амонашвили, шепчет ребятам на ушко, гладит, но у него на доске в словах «шестнадцатое октября» отсутствует буква. Ему третьеклассник сказал об этой ошибке, а учитель, оказывается, решил и тут сыграть под Амонашвили – специально сделать ошибку, чтобы дети ее исправили. Я пригласил его в свой кабинет и объяснил: Амонашвили – доктор психологических наук, работе с детьми он учился много лет, а ты пишешь неграмотно. Так что прежде чем начинать работать, как работает человек с именем в профессии, нужно самому подготовиться и стараться в профессии преуспеть. Никакое улучшение школы невозможно иначе, чем через голову учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте