search
main
0

Имя в газете

Игра на повышение

Самое большое число материалов, посвященных Максиму Горькому, было опубликовано в нашей газете в 1932 году. Тот год был для писателя юбилейным. Вся страна и “все прогрессивное человечество” отмечали 40-летие творческой деятельности “писателя великого класса”.

В одном из номеров газета, которая в то время волей-неволей была рупором партийного официоза, писала: “Вся работа моей жизни была “игрою на повышение”, цель у меня всегда была и остается одна: повышение в людях воли к жизни, повышение активной ненависти к действительности, унаследованной нами от прошлого”, – так определяет сам писатель целеустремленность всей своей огромнейшей, разнообразной деятельности художника, публициста, писателя-революционера. И это так. С первого романтического произведения “Макар Чудра” (1892 год) началась игра писателя на повышение. С первого рассказа Горький заряжает читателя “активной ненавистью к миру эксплуатации, насилия, бесправия и бесчеловечия…Проблема раннего Горького, проблема горьковского романтизма, “босячества” получает верное истолкование не в свете реакционных меньшевистских утверждений о “демократическом мещанстве” Горького, не в свете буржуазной легенды о Горьком как поэте “гордой личности” и “ницшеанства” – проблема раннего Горького решается в свете ленинских высказываний о писателе, в свете ленинского понимания Горького как писателя пролетарского”.

Эти годы для всей страны и для самого Максима Горького были необычайно сложными. Впереди оставалось еще несколько лет жизни. Он напишет еще одну пьесу “Достигаев и другие”, к которой потом многократно будут обращаться лучшие театры СССР и которую сознательно забыли сегодня. Хотя, по-моему, она и в наши дни звучала бы весьма актуально. Там, как вы помните, представители “старого мира” надеются на реставрацию прошлого и пытаются приспособиться к новой жизни. И сегодня в нашем современном обществе происходит что-то очень напоминающее те годы, которые отражены в пьесе Максима Горького.

Впереди у Алексея Максимовича был еще выпуск интереснейшего журнала “Наши достижения”, который зажег зеленый свет в литературе многим талантливым писателям и публицистам. Ждал его еще и Первый съезд Союза советских писателей, на котором он выступил с программной речью, тот самый съезд, что официально ввел в литературу метод социалистического реализма…

К сожалению, люди моего поколения в школе изучали не “всамделишного” Максима Горького, а того, кто был “решен” в свете “ленинских высказываний”. Мы в соответствии со школьной программой даже не касались “Жизни Клима Самгина”, мимоходом пробегали лучшие вещи его драматургии – пьесы “Дачники”, “Дети Солнца”, “Мещане”… Зато чуть ли не полтора месяца “мурыжили” роман “Мать”, стараясь уяснить для себя, что именно Павел Власов является литературным героем нового типа… Мы наизусть выучили горьковские слова о том, что “если враг не сдается, его уничтожают”. Но мы не знали другого Горького. Того Максима Горького, который самолично в письме к Федору Гладкову говорил, что роман “Мать” является самым слабым произведением, буквально сделанным на потребу времени. Отсюда и схематизм, и недостатки в характерах, особенно ощутимые в показе крестьянской бедноты. Для М.Горького это не было неожиданным открытием. Он, как видим, все прекрасно понимал. И даже обиделся на молодого писателя, автора “Цемента”, которому в сердцах заявил: “Знаете ли, критика меня многому учила, но хорошему так ничему и не научила!”

Да, такого М.Горького мы “не проходили” в школе. А попробовали бы мы на уроке заикнуться о том, что сейчас муссируется как достоверный факт. Я имею в виду разговор между М.Горьким и В.Лениным. Писатель, говорят, возмущался тем, что сделали большевики с Россией, а вождь мирового пролетариата отвечал ему, что тот напрасно беспокоится – большевики осуществили лишь то, к чему долгие годы призывал их сам Максим Горький. Может быть, такого разговора на самом деле никогда и не было, но, с другой стороны, – дыма без огня не бывает… Но озвучить эту историю в классе – значило бы довольно быстро увидеть своих родителей в кабинете директора школы.

Да, наше поколение сознательно уводили от сложного и противоречивого творчества писателя, заставляя чуть ли не наизусть заучивать штампы из учебников литературы о его каждодневной борьбе против буржуев и сотрудничестве с большевиками…

А “Несвоевременные мысли” М.Горького мы прочитали только в конце восьмидесятых.

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте