Главная трудность при изучения темы ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ состоит в различении гласных Е – И в падежных окончаниях разных типов склонения. Эта трудность объясняется двумя причинами.
Первая – очень много форм, в которых эти звуки не различаются на слух. Подумайте: три падежа (родительный, дательный и предложный), три типа склонения плюс разносклоняемые две разновидности (гений, знание; линия). Это только в единственном числе. Прибавьте именительно-винительный падеж множественного числа (земли, линии, гении, кони, лошади, но граждане, крестьяне). Убедились, что действительно много форм? Во всех этих формах, если они безударные, звучит И. Однако часто приходится писать и букву Е. Когда? Чтобы не ошибиться, нужно узнавать все эти формы моментально в процессе письма. Как этого добиться в обучении? Ответим прежде на вопрос: почему орфография допускает такое осложнение? Требуется ли самим языком буква Е в названных формах? Да, требуется. Буква Е отчетливо слышна в ударных окончаниях: на земле, на лице, на коне, значит, и безударные должны сохранять эту букву на письме. Иначе читателю будет трудно понять написанное, определить падеж существительного, от чего нередко зависит смысл написанного. Нет ударных окончаний у существительных с основой на ИЙ (гений; знаний, линий – чистая основа в родительном падеже множественного числа). В этих существительных язык не испытывает нужды в букве Е для различения падежных форм. Если языку не требуется такое различие, то орфография не навязывает букву Е, и это доказывает, насколько наша орфография сообразуется с законами языка, базируется на них.
Нельзя ли воспользоваться правилом правописания безударных гласных корня для проверки безударных падежных окончаний? Вполне возможно. Чаще всего ученик смешивает И и Е в написании существительных 1-го и 2-го склонений в окончаниях дательного и предложного падежей. Тем ученикам, которые частенько допускают ошибки в падежных окончаниях, нужно рекомендовать такой прием борьбы с ошибками, как подстановка опорного слова (того же рода и типа склонения, как и проверяемое). Проверочные слова есть для всех типов склонения, для всех родов существительных: для I склонения – ЗЕМЛЯ (на земле, из земли); для II склонения – КОНЬ, СЕЛО (на коне, на селе); для III склонения – ПЕЧЬ (на печи, из печи). Для того чтобы успешно пользоваться опорными словами для проверки падежных окончаний, нужно знать следующее: опорное слово должно быть поставлено в том же падеже, в котором стоит проверяемое слово. Не забудем также, что опорное слово должно быть того же рода и типа склонения: например, на небе – опорное: на селe, на улице – на землe, в городе – на конe, на лошади – на печu. Здесь выбор падежной формы определяется предлогом. Это самый легкий случай проверки падежных окончаний опорным словом. Труднее, когда предлога нет. В конце деревни – в конце землu, три ночи – три печи, письмо тете – письмо землe. Это тоже нетрудный случай: управляющее слово стоит рядом. Вопрос от управляющего слова напрашивается сам собою. Часты более трудные случаи, когда проверяемое слово удалено от управляющего несколькими словами, например: деревни, куда я направлялся с товарищами, еще не было видно. Здесь проверяемое слово отделено целым предложением: не было видно чего? деревни (землu). Второй пример: адреса моей маленькой сестренки я не знал. Кроме всего прочего, в этом предложении падежный вопрос не совпадает со смысловым, и это осложняет узнавание падежа и подстановку опорного слова: чьего адреса я не знал? Падежный вопрос, даже двойной, выглядит довольно нелепо: адреса кого? чего? – сестренки (землu). Вот это наиболее трудный случай из всех, и нельзя сказать, что он довольно редкий.
Здесь удобно вспомнить о второй причине трудностей в определении И или Е в падежных окончаниях имен существительных единственного числа. Она состоит в сложности выделить управляющее падежом слово, от которого ставится падежный вопрос, и несовпадении смыслового вопроса с падежным. Последнее не смущало методистов дореволюционного времени, как и школьных учителей. Они решали проблему в пользу орфографии и пользовались падежными вопросами, двойными, вместо смысловых, чтобы ученик не только знал про букву ЯТЬ, но и умел ее писать там, где нужно. Теперь, когда значение орфографии языковеды пытаются снизить, дореволюционные советы методиста могут показаться странными, но тем не менее наши рекомендации совпадают с ними. Падежные вопросы не помешают освоению грамматики. Ведь ученик понимает условность их постановки и вынужденность.
Итак, ученик должен найти два определителя: падеж и тип склонения имен существительных во всех безударных падежных окончаниях, чтобы сделать правильный выбор между И и Е. В этом и следует тренировать учащихся почаще и в 5-м и в 6-м классе, предлагая в 6-м все более сложные случаи. Таковыми являются беспредложное управление и отдаленность падежной формы от управляющего слова. Упражнения многообразны. Это все виды обучающих диктантов, морфологический и орфографический разбор и, разумеется, описание текстов и предложений с пропущенными словами и буквами в домашних заданиях.
Не помешала бы и таблица, хорошо выполненная, помещенная над классной доской, такого содержания:
(См. таблицу 1)
Пусть эта таблица будет прямым напоминанием хорошо заученного правила во время выполнения упражнений.
Упр. 1.
Распределите данные существительные по синонимическим группам и запишите их в предложном падеже, используя предлоги В, НА, ПРИ, О.
Грань, крепость, грусть, опасность, буран, край, твердыня, печаль, риск, вьюга, предел, оплот, тоска, авария, метель, конец, цитадель, пурга, мятеж, граница, уныние, катастрофа, буря, ураган, шторм.
В первых упражнениях правило нужно применять как можно чаще, чтобы оно крепко запомнилось, а работа над синонимами способствует обогащению активного словаря учащихся и, следовательно, имеет не только орфографическое значение, но в известной степени и стилевое.
Упр. 2.
Словарный и предупредительный диктант
От утренней зорьки, в долине туманно, по безлюдной равнине, на пришкольной площадке, превращения бабочки, к прифронтовой деревне, прислонился к двери, приостановился в узкой теснине, пребывал в покое, прикосновение к ладони, у прелестной птички, прекращение бури.
Замечание. Задача этого упражнения – тренировка в мгновенном определении падежа, а не только склонения, как в предыдущем упражнении. Падеж определяется по предлогу, от которого нужно поставить падежный, а не смысловой вопрос. Вопрос ставится двойной (кого? чего?), чтобы не так заметна была неуместность падежного вопроса. При сомнении можно использовать опорные, то есть проверочные, слова: ЗЕМЛЯ – для I склонения, КОНЬ, СЕЛО – для II склонения, ПЕЧЬ – для III склонения. Ни в коем случае не меняйте предлог.
Диктант насыщен словами на ПРЕ и ПРИ для повторения этого трудного правила. Как видите, орфографическая насыщенность упражнения стопроцентная.
Упр. 3.
Для объяснительного диктанта
Что говорят разные народы о Родине
Дары Отчизн… я всему предпочитаю (Гете). Жизнь, и кровь, и любовь – все Отчизн… отдай (Навои). Я жить хочу, чтоб Родин… отдать последний сердца движущий толчок (М. Джалиль). Нет иде… выше, как пожертвовать жизнью за Отечество (Карамзин). Не будет гражданин достойный к Отчизн… холоден душой (Некрасов). Я, француз, пою о Франци… прекрасной (Ронсар). Человек без Родины – что соловей без песн… (Рус. пос.). Пусть в Швеци… народ живет богаче, мне в Финлянди… милей (Финск.).
Упр. 4.
Для морфологического разбора
Загадки
Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке, на себе ее везет, по соломинке ползет (Белозеров). Бегут по дорожке борода да рожки (народн.). Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (народн.).
Почему оканчиваются на И слова РОЖКИ, ЛАПКИ, за ПЯТКИ?
Упр. 5.
Для орфографического разбора
О коллективе
Нам говорит согласье струн в оркестре, что одинокий путь подобен смерти (Шекспир). При взаимной помощи людям легче избежать опасности (голланд.). Знание людей приобретается при жизни в обществе, а не в одиночестве (английск.). При внимательном рассмотрении оказывается, что мы всем обязаны коллективу (Писарев). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Лен.). Не считайте себя свободным от всякой ответственности за дела коллектива (норв.).
Упр. 6.
Для предупредительного диктанта
ПЕТУХ. Петух стал известен Европе сравнительно недавно. В древнем Египте и гомеровской Греции еще не знали этой птицы. Родина петуха – Индия… В Индии его предки и поныне живут в диком состоянии. Из Индии петух распространился по всей Европе после завоеваний Александра Македонского в Азии. В Греции ввели в моду петушиные бои. Римляне использовали петухов для гадания. В предсказании петуха о начале войны хорошо разбирались авгуры. В Средневековье ночной возвеститель часов, гордый, сверкающий глазами, вооруженный шпорами петух оказался смешной пародией на рыцаря.
У нас слово петух образовано от слова петь и обозначает певец, певун. (По В. Гену.)
Здесь много интересных слов с безударными гласными: сравнительно, состояния, распространился, предсказаний, возвеститель, сверкающий, обозначает и др. С этими словами также нужна объяснительная работа, как и с падежными окончаниями существительных и других трудных правил.
Упр. 6.
Для контрольного диктанта
ДОМАШНЯЯ КОШКА
Обратите внимание на главные особенности домашней кошки. Бросается в глаза ее ловкость. Ее ловкости можно удивляться. Как легко переворачивается она в воздухе, падая даже с небольшой высоты! Как ловко держится на узком карнизе или на тонкой ветке дерева! Всем известна любовь кошки к чистоплотности. Каждый волосок ее шерстки должен быть непременно в полном порядке. Она чешет и лижет себя почти беспрерывно.
Высокое умственное развитие кошки сочетается с крепкими нервами и отсутствием головокружения. Кошка не лишена способности различать цвета и звуки. Она узнает хозяйку по одежде и голосу. Кошка обладает прекрасной памятью и постоянно пользуется этой способностью. Она исследует все окрестности: ближайшие дома, чердаки, кладовые, погреба, сараи, сеновалы. Совершенно непонятна способность кошки находить дорогу к старой квартире, даже если ее уносят в мешке на расстояние нескольких часов ходьбы. (По Брему.)
Если в таком тексте все-таки будут допущены ошибки на распознавание Е-И в падежных окончаниях существительных, значит, нельзя считать работу над этой орфографической темой завершенной. Следует время от времени предлагать новые задания своим ученикам.
Ираида ПРОНИНА,
Елена ПЕРФИЛЬЕВА
Комментарии