Цель урока: «Смотри в корень!» Сверхзадача урока: «Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу».
..Одной из шуток, и, несомненно, самой удачной, стало появление нового писателя – Козьмы Пруткова. Под этой литературной маской Жемчужниковы и Толстой в течение 10 лет (со дня его рождения в 1853 г. до его смерти в 1863 г.) публиковали стихотворения, басни, афоризмы, пьесы. Они выдумали Пруткова по принципу от противного: это тип который им особенно неприятен. Литературной мистификацией, естественно, была и биография, с которой мы знакомились в начале урока, она тоже плод творческого союза четырех молодых людей.
I. Завязка урока
Мы с вами знакомы уже давно, и нас многое объединяет: общие увлечения, интересы, совместные литературные экспедиции, понравившиеся книги. Но есть одно, что объединяет нас всех без исключения: мы все современники. У меня это слово сразу вызывает ряд ассоциаций. Но прежде чем раскрыть их вам, мне хочется узнать, какие ассоциации слово «современник» рождает у вас?
(Возможные ответы: это человек; это журнал (основан А.С. Пушкиным в 1836 г.); это жизнь, поколение).
Сегодня мы с вами познакомимся с человеком, к которому подходят все перечисленные нами ассоциации. Он принадлежал к поколению середины ХIX века; он был современником Толстого, Тургенева, Достоевского; его литературный дебют состоялся на страницах журнала «Современник». Это… Козьма Петрович Прутков.
«Имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы» будет рядом с нами на протяжении двух часов: мы будем знакомиться с личностью этого писателя, его жизнью, творческим наследием.
II. Развитие действия урока
1. Биография Козьмы Петровича Пруткова.
Обычно на уроках литературы знакомство с жизнью и творческим наследием писателя мы начинаем с портрета этого человека. Не будем и сейчас отступать от привычной логики работы и посмотрим на портрет Козьмы Петровича Пруткова. Сразу отмечу, что его образ вдохновлял немало художников, создавших целую галерею портретов Козьмы Петровича.
Каким вы представили себе Козьму Пруткова исходя из стихотворения?
«Мой портрет»
Когда в толпе ты встретишь
человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного
Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты
в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в
нервическом припадке, –
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно
новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его
лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины
не клонит гибкой, –
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди – змея!
Не правда ли, колоритная фигура! Давайте постараемся пополнить наши сведения о нем, обратившись к биографии этого удивительного человека. Составим конспект биографии Козьмы Петровича Пруткова. Каково было его восхождение по жизни?
Помощниками в поисках ответа на этот вопрос будут афоризмы самого Козьмы Пруткова, многие из которых популярны и в наше время: «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Никто не обнимет необъятного», «Лучше скажи мало, но хорошо» и т.д.
Алгоритм нашей работы будет такой: вы читаете афоризмы и высказываете свои предположения о событиях жизни Козьмы Пруткова в этот период.
Верность ваших гипотез я буду подтверждать или опровергать фактами биографии этого писателя. На протяжении этой работы основные факты биографии я советую вам вписывать в опорный конспект.
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель соглашается с ними, уточняет их или опровергает гипотезы изложением фактов биографии Козьмы Пруткова).
«Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание».
11 апреля 1803 – родился в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда, который входил в то время в Вологодскую губернию. Если мы взглянем на географическую карту и попытаемся отыскать этот населенный пункт, то будем обречены на неудачу. Однако мы легко отыщем близ Сольвычегодска деревню Козьмино. Это дает основание думать, что Тентелева деревня подверглась переименованию, так как «имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы» достаточно быстро удостоилось благодарности потомков.
Маленький Кузька получил прекрасное домашнее воспитание. Кузькина мать была справедливой, но строгой женщиной, и в этом последнем ее достоинстве следует, очевидно, искать корни столь распространенного русского выражения, непереводимого на иностранные языки. Не раз она, прикладывая тяжелую ладонь к мягким частям Кузькиного тела, внушала ему: «Единожды солгавши, кто тебе поверит», и эта истина запечатлелась в его юном мозгу навсегда.
«Наука изощряет ум; учение вострит память».
1813 – в десять лет Кузьку засадили за азбуку. Первым его учителем был добрейший отец Иоанн Пролептов, приходской священник. Кузьма был усердным учеником: в упражнениях на счетах чаще всего получал отметку «смело-отчетливо», а по русской словесности – «назидательно, препохвально». В нем рано начал проявляться литературный талант, который избавил его от пагубных увлечений юности. Кузьме едва минуло семнадцать лет, а портфель, в котором он прятал свои юношеские произведения, был уже переполнен.
«Не всякому человеку гусарский мундир к лицу».
В 1820 году Прутков вступает в военную службу, как он сам говорил, только для мундира. В гусарском полку он пробыл всего два года с небольшим.
В 1823 году он увидел сон, который изменил всю его дальнейшую жизнь. Позднее Козьма Прутков опишет этот сон в своих автобиографических заметках. Чтобы не упустить из сего события ни одного слова, я вам прямо процитирую его. Подумайте, какую роль сыграл этот сон в жизни Кузьмы?
«Однажды, возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, я во сне увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв меня с койки за руку и не дав одеться, повлек за собой молча по каким-то длинным и темным коридорам на вершину высокой остроконечной горы и там стал вынимать передо мной из древнего склепа разные драгоценные материи. Он показывал их одну за другой и даже прикладывал некоторые из них к моему продрогшему телу. Я ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события, как вдруг, от прикосновения самой дорогой из этих материй, я ощутил во всем теле сильный электрический удар, от которого проснулся, весь в испарине».
Как вы считаете, что он сделал, проснувшись? Может быть, вам подскажет ответ на этот вопрос и следующий афоризм?
«Начинай от низшей степени, чтобы дойти до высшего; другими словами: не чеши затылок, а чеши пятки».
1823 – «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по Министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!»
«Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни».
1828 – На двадцать пятом году жизни, будучи еще в малых чинах, К.П. Прутков влюбился. Ее звали Антонидой Платоновной Проклеветантовой. Девиц Козьма Петрович сравнивал с шашками: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки. Антониде Платоновне удалось. Как истинный супруг, Козьма Петрович заботился о том, чтобы Антонида Платоновна всякий год приносила ему по младенцу. К концу жизни оставались в живых шесть сыновей и четыре дочери, унаследовавшие приятную наружность и высокое образование отца.
«Только в государственной службе познаешь истину».
Вступив в Пробирную Палатку в 1823 году, Прутков оставался там до смерти. Начальство отличало и награждало его: он был удостоен всех гражданских чинов, до действительного статского советника включительно, а потом – ордена св. Станислава 1-й степени. Открывшаяся в 1841 году вакансия начальника Пробирной Палатки досталась ему благодаря покровительству одного тайного советника.
Свой служебный досуг Прутков посвящал большей частью составлению различных проектов, в которых постоянно касался всяких нужд и потребностей государства. Наибольшее внимание начальства привлекли два его проекта: «О необходимости установить в государстве одно общее мнение» и «О сокращении переписки», а следовательно, об экономии бумаги.
«Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца».
В 1851 году, поборов свою скромность, К. Прутков дебютирует с баснями в журнале «Современник». Мемуаристы вспоминают, что Прутков возревновал к славе И.А. Крылова, тем более что тот тоже состоял на государственной службе и тоже был кавалером ордена св. Станислава 1-й степени. В таком настроении он написал три басни: «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и Беговые дрожки». Но, сочинив эти басни, Козьма Петрович скрыл свое имя. Не потому, что не верил в свои литературные дарования – просто он боялся прослыть литератором. Он взял себе очень красивый псевдоним – Жемчужников, под именем которого эти басни и были опубликованы. После этих басен о нем заговорили все.
«Лучше скажи мало, но хорошо».
Почти весь 1854 год произведения Пруткова печатались в «Современнике» из номера в номер уже под его настоящим именем. Как только редакция журнала увидела попавшее в ее руки литературное богатство, она сразу же создала особый отдел, который так и назвала – «Литературный ералаш».
После таких обширных публикаций в «Современнике» можно было бы сказать: «Умри, Козьма, лучше не напишешь – слава тебе обеспечена». Однако Прутков не только не умер, но продолжал писать, каждый раз опровергая зарождавшиеся слухи о том, что он якобы стал выдыхаться.
1854 год закончился, и Козьма Петрович замолк.
Целых шесть лет читатель не видел в журналах ни единой его строчки. Но помнил Козьму Пруткова. О нем говорили и писали, искали его общества, а иные даже хвастались знакомством с ним.
Разгуливая как-то по Васильевскому острову, Козьма Петрович обратил внимание на вывеску склада – «Пух и перья». Название это так ему понравилось, что он взял его для нового цикла своих произведений, который вскорости стал печататься в отделе «Свисток» журнала «Современник» (1860).
«Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться».
В 1863 году, открыв четвертый номер журнала «Современник», все читатели были ошеломлены увиденным там. «Ужасное горе постигло семейство, друзей и ближних Козьмы Петровича Пруткова, но еще ужаснее это горе для нашей отечественной литературы…Уже не существует более этого великого мыслителя и даровитейшего из поэтов; этого полезного государственного деятеля, всегда справедливого, но строгого относительно своих подчиненных!..»
Прутков умер. Он не был убит на дуэли. Его не задушили бандиты. И все же…
Сослуживцы и подчиненные покойного в присутственные часы были внезапно потрясены и испуганы громким воплем «Ах!», раздавшимся из директорского кабинета. Они бросились в кабинет и усмотрели там своего директора, Козьму Петровича Пруткова, недвижимым, в кресле перед письменным столом. Они бережно вынесли его в этом же кресле сначала в приемный зал, а потом в его казенную квартиру, где он мирно скончался через три дня.
Сейчас, когда мы знаем уже немало о судьбе Козьмы Пруткова, нам легче представить себе этого человека. Давайте попробуем написать его словесный портрет.
2. Литературное творчество Козьмы Пруткова.
Для следующих этапов урока учащиеся делятся на четыре группы.
Афоризмы.
Прочитайте афоризмы К. Пруткова. Выберите и зачитайте афоризм, который вашей группе понравился больше всего. Докажите принадлежность приведенных высказываний к этому литературному жанру, опираясь на определение.
Как вы считаете, трудно сочинять афоризмы или нет?
На мой взгляд, нелегко. Поэтому следующее задание – продолжить афоризмы Козьмы Пруткова – вы получаете на дом.
Басни.
По его собственному признанию, излюбленным жанром Козьмы была басня, и мы смело можем сказать, что Прутков – второй великий баснописец после Крылова.
Каждая группа читает и готовит анализ одной басни («Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Помещик и садовник», «Чиновник и курица») по предложенному плану:
1. Подготовить выразительное чтение басни.
2. Ответить на два вопроса:
а) Что при чтении этой басни вызывает у вас улыбку?
б) Носит ли эта басня пародийный характер?
3. Подумать над ответом на итоговый вопрос: почему эти басни остались в истории русской литературы и интересны современным читателям?
При подготовке задания обратитесь к определению басни.
(После обсуждения внутри группы класс заслушивает выступление всех групп и делает вывод об отличительных чертах басен Пруткова).
Многие современники, читая произведения Пруткова, говорили, что он пишет пародии.
В «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту…» он опровергает бытовавшее среди читателей и критиков мнение: «Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!.. Придя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? – «подражание», а не пародию!..
Между моими произведениями, напротив, не только нет пародий, но даже не все подражание; а есть настоящие, неподдельные и крупные самородки!..»
Почему эти басни не вымерли на широком поле русской литературы?
Можно ли назвать Козьму Пруткова графоманом?
(Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, записывают его в тетради).
III. Кульминация урока
Как ни парадоксально это звучит, но в жизни Козьмы Пруткова не существовало. Были лишь три брата Жемчужниковых – Алексей, Александр и Владимир и их кузен Алексей Константинович Толстой, которые и явились истинными «родителями» этого чиновника и писателя. Все они славились превосходным чувством юмора и склонностью к мистификации – веселому обману. Короче говоря, им нравилось дурачить окружающих. Шутки их – иногда безобидные, а порой и дерзкие – делали жизнь менее правильной, а значит, менее скучной.
Как-то раз они прочитали в «Северной пчеле» объявление о том, что один господин ищет попутчика до Парижа с долею расходов на экипаж и пр.
И вот в четвертом часу ночи этот господин был поднят своим слугой, объявившим, что четверо каких-то господ требуют его для сообщения важнейшего известия. Они представились: один – графом Толстым, остальные по очереди склоняли головы и, щелкая каблуками, произносили:
– Жемчужников.
– Чему обязан, ваше сиятельство, господа?
– Скажите, пожалуйста, не ваше ли это объявление в третьеводнишнем нумере «Северной пчелы»? О попутчике-с?
– Мое…
– Ну так вот, ваше превосходительство… Мы приехали, чтобы известить вас, что ехать с вами в Париж мы никак не можем…
Молодые люди откланялись и вышли.
Им нравилось приводить в изумление публику у театрального подъезда, усаживая пятнадцать человек в четырехместную карету. На самом же деле каждый садившийся в экипаж тут же выбирался из него через другую дверцу, с противоположной стороны. Они же пустили однажды слух о том, что рухнул Исаакиевский собор, и устроили панику в столице. Зачем? Да все с той же целью – избавиться от однообразия и серости в жизни.
Одной из шуток, и, несомненно, самой удачной, стало появление нового писателя – Козьмы Пруткова. Под этой литературной маской Жемчужниковы и Толстой в течение 10 лет (со дня его рождения в 1853 г. до его смерти в 1863 г.) публиковали стихотворения, басни, афоризмы, пьесы. Они выдумали Пруткова по принципу от противного: это тип человека, который им особенно неприятен. Литературной мистификацией, естественно, была и биография, с которой мы знакомились в начале урока, она тоже плод творческого союза четырех молодых людей.
Позже Владимир Жемчужников писал старшему брату: «…Косьма Прутков должен был умереть, потому что мы, три его присных, или клевретов, проживали в разных местах, уже не были такими молодыми и веселыми и соединялись воедино лишь изредка».
Чем же интересен нам образ этого не существовавшего на самом деле писателя?
Образ этого писателя был создан как пародийный образ, как образец безыдейности (Проект: «О введении единомыслия в России»), как образец чиновничьего чванства, чинопочитания, как образец пошлости в искусстве, как образец графоманства (идеальный портрет идеального графомана).
Почему же этот пародийный образ интересен нам, актуален и в наше время? Да потому, что графоманство неистребимо.
IV. Развязка урока
Хочется, чтобы мы еще раз вспомнили все, о чем говорили на уроке, при выполнении еще одного интересного задания. Вам необходимо вставить ключевые слова урока в текст.
Образ важного чиновника и «даровитого писателя» Козьмы Пруткова был литературной мистификацией, плодом творческого союза братьев Владимира, Алексея и Александра Жемчужниковых и их кузена Алексея Константиновича Толстого. Литературное наследие Козьмы Петровича Пруткова отличается жанровым многообразием, где читатель встречается и с пьесами, и со стихотворениями, и с баснями, и с афоризмами, балладами, романсом…
Жизненный и творческий путь К. Пруткова был придуман как пародия на бездарную литературу того времени и писателей, претендующих на гениальность своих творений.
Излюбленным жанром Пруткова была басня, в основе которой чаще всего был бытовой сюжет, иногда построенный на игре слов, с банальной моралью, раскрывающей прописные истины.
Наиболее известными и популярными являются его афоризмы, соединяющие в себе юмор, остроту мысли с легкодоступностью и примитивизмом. «Имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы» прочно вошло в историю русской литературы как яркий пример развития сатирического направления прогрессивной журналистики середины XIX века.
(Чтение несколькими учениками получившегося текста).
Я еще много могла бы вам рассказывать о Пруткове, но я следую словам его же афоризма: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».
Спасибо вам за урок, за интересную работу, за сотрудничество. На память о сегодняшнем уроке мне хочется попросить у вас автограф. Уходя, обратите внимание на три листочка на доске. Оставьте свою роспись на одном из них, в зависимости от активности на уроке: «Козыряй!» (Активно работал на уроке), «Не робей!» (Работал с переменным успехом), «Что о тебе скажут другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» (Не был активным участником урока).
Валерия ВОЛОГЖАНИНА, учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка г. Кирова, финалист конкурса «Сто друзей»
Комментарии