search
main
0

Имя буквы

Университетский практикум

«Дорогие ребята! 28 февраля весь мир отметил знаменательную дату – 100 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Юрия Михайловича Лотмана. Его исследования внесли большой вклад в искусствоведение, литературоведение, культурологию и историю литературы. Сегодня мы с вами будем писать конкурсный диктант, посвященный таланту этого человека» – с таких слов московские учителя начали в этом году проведение конкурса диктантов Института Пушкина.

 

Диктант

– Нынешний конкурс необычен тем, что в качестве материала для диктанта выбран не художественный, а научный текст, – отмечает куратор конкурса, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова. – Работы Лотмана являют собой образец русского гуманитарного научного текста. Мы хотим, чтобы ребята ближе познакомились с неповторимым стилем Юрия Михайловича, попробовали поразмышлять вместе с ним.

Традиционный конкурс диктантов «Имя буквы» институт в 2022 году проводит для 7‑х и 10‑х классов. Первый – школьный – этап конкурса организуют сами образовательные организации. В классе, где проводится диктант, учитель демонстрирует ребятам небольшую презентацию о Ю.М.Лотмане и видеоролик с записью текста, который читает профессор Института Пушкина, председатель Российской риторической ассоциации Владимир Аннушкин. Помимо написания диктанта ребята выполняют творческое задание к нему.

Текст диктантов для семиклас­сников подготовлен на основе одной из «Бесед о русской культуре» Ю.М.Лотмана. Эта глава посвящена балам и обучению дворянских детей танцам: «Занятия часто сопровождались слезами воспитанников. Однако в результате молодые люди приобретали не только ловкость в танце, но и уверенность в движениях, непринужденность в постановке фигуры. Это влияло и на психический строй человека: в обществе он чувствовал себя свободно, как опытный актер на сцене». В качестве одного из вариантов творческого задания детям предложено порассуждать, важен ли опыт воспитания дворянских детей ХIХ века в современном мире.

Десятиклассники пишут диктант по одному из самых известных литературоведческих трудов Ю.М.Лотмана – «Комментарии к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». После написания текста подросткам будет предложено ответить на вопрос: «Согласны ли вы с мыслью о том, что к каждому новому поколению читателей классическое произведение «оборачивается какой-то новой гранью»?»

Работы участников оцениваются по десятибалльной шкале.

Учителя, которые проводили диктант, работы учеников, набравших максимальное число баллов, загружали на сайт Городского методического центра. Авторы лучших работ будут приглашены на финал, который пройдет в очном формате в Институте Пушкина 9 апреля 2022 года. Тема финального диктанта и творческого задания держится организаторами в секрете и станет известна только перед проведением диктанта.

Победители конкурса будут награждены дипломами и памятными подарками. Участники заочного и финального этапов получат сертификаты. Учителя, подготовившие финалистов и победителей конкурса, получат благодарственные письма.

Подробности на сайте Городского методического центра https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4333.

Конкурс сочинений

Институт Пушкина восьмой раз проводит конкурс сочинений мос­ковских школьников. Традиционно дети пишут сочинения по творчеству литераторов, которые отмечают в этом году юбилейные даты.

Первый этап конкурса – школьный, ученики пишут сочинения на базе своей образовательной организации.

– В этом году в списке юбиляров очень много поэтических имен, поэтому мы решили предложить участникам конкурса своего рода поэтическую мозаику. Темы сочинений связаны с творчеством ярких представителей поэзии своего времени – не только классических поэтов, но и поэтов-песенников и даже представителей рок-поэзии, – рассказала Арина Жукова.

В 2022 году отмечаются юбилеи Корнея Чуковского, Марины Цветаевой, Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Льва Ошанина, Виктора Цоя. Свои юбилейные даты отмечают ныне здравствующие Юнна Мориц – 85 лет и Юрий Шевчук – 60 лет.

В конкурсе три номинации: «Размышляя вместе с поэтом…», «Поэзия в песне», «Рок-поэзия», каждая из которых включает по три темы. В ходе проведения школьного этапа ученику предлагаются на выбор номинация и тема сочинения, приводятся историко-культурный комментарий и опорный поэтический текст одного из авторов-юбиляров. При работе над каждой темой школьник может использовать не только предложенный текст, но и другие произведения выбранного автора.

– Предложенные темы не требуют глубокого литературоведческого анализа текста, – отметила Арина Жукова. – Скорее, мы ждем от ребят размышлений о тех проблемах, которые поднимаются в стихотворных произведениях, выражения способности интерпретировать мысли и чувства автора, соотнести их с собственным жизненным опытом.

Принять участие в школьном этапе конкурса могут все ученики 5‑11‑х классов школ Москвы. Конкурс проводится по возрастным группам: 5‑6‑е, 7‑9‑е и 10‑11‑е классы.

До 12 апреля учителям необходимо провести конкурс на базе школы, выбрать победителей и загрузить их работы на сайт Городского методического центра.

23 апреля в Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина состоится финальный этап. Имя писателя, которому будет посвящено сочинение, организаторы держат в секрете.

Победители конкурса будут награждены дипломами и памятными подарками. Финалисты конкурса получат сертификаты участника финального этапа. Учителя, подготовившие финалистов и победителей конкурса, получат благодарственные письма.

Пресс-служба Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте