Лидия АНТОНОВА, министр образования Московской области:
– Главное для нас – это поддержка инновационных программ сельских школ, ведь в Московской области очень много общеобразовательных учреждений находится именно в сельской местности. Любопытно, что эти школы сами пришли к выводу, что во главе угла у них должна быть интересная инновационная программа. Думаю, что конкурс поможет включиться в инновационную работу и другим общеобразовательным учреждениям. Кстати, мы поставили как обязательное условие работу в этом направлении для каждого районного и муниципального управления образования. Мы неоднократно выезжали в сельские школы и разъясняли смысл конкурса, необходимость принять в нем участие. Я благодарна федеральному министерству за этот конкурс, ведь мы многому научились за это время. Сейчас работаем над программой «Школа как социокультурный центр села». Больше всего баллов получила именно такая школа. Ведь эта функция для общеобразовательных учреждений села особенно важна. У нас есть очень много интересных наработок в Коломенском и Серпуховском районах, и вообще благодаря новым программам появились новые типы школ. Теперь, открывая новую школу в селе, мы заранее планируем ее так, чтобы там была возможность занять детей во второй половине дня, чтобы были хорошие библиотека, спортивный зал, компьютерный класс. Сейчас идет отработка модели школы полного дня на примере сельской местности. Есть интересные школьные программы по созданию общественных форм управления. Одну такую программу представил городской лицей №6 города Дубна, но их опыт используется и в сельской местности. Движение по развитию инновационных программ было в Московской области и раньше, но благодаря реализации национального проекта оно активизировалось. Мы всячески стараемся стимулировать учителей, занимающихся инновационной деятельностью. Так, с 1 сентября губернатор планирует выплачивать премии всем тем учителям, которые прошли конкурсы федерального и регионального уровней. Думаем, что эти учителя смогут выполнять функцию наставников, сейчас идет разработка положения об этом. Надеюсь, что в скором будущем возникнут такие сообщества, как лучшие учителя математики, географии, русского языка. Отрадно, что уже принято решение губернатора области о том, что все победившие школы помимо премий от президента получат современные предметные кабинеты и современное оборудование. Это, думаю, даст возможность более эффективно реализовывать школам свои инновационные программы. В ходе работы над конкурсом мы анализировали инновационные программы наших школ, и нас очень обрадовало, что в основе практически всех программ – внимание к личности ученика, к многообразию его потребностей и интересов. Радует также и то, что, как мы убедились, работая над конкурсом, наши приоритеты соответствуют приоритетам развития российского образования. Мы особенно внимательно работали над такими понятиями, как открытость, доступность, привлечение общественных институтов. В ходе этой работы определились принципы, которые позволят школам стать действительно ресурсными точками и центрами. Надеемся, что на будущий год еще большее количество школ захочет принимать участие в этом конкурсе.
Наталья ТКАЧУК, начальник Управления образования администрации Камчатской области:
– В отличие от центральных регионов мы очень удалены и, разумеется, в ходе конкурса сильно переживали за наши сельские школы. Ведь расстояния у нас огромные, и в ряде случаев просто невозможно было выполнить ряд критериев в полном объеме. Поэтому конкурс мы развели – отдельно для городских и сельских школ. Ну а когда стали получать материалы от сельских школ, то увидели, что есть такие программы, которые не уступают городским. Это очень порадовало. Так что убеждена: такие конкурсы нужны. Они помогают увидеть те моменты школьной жизни, которые не всегда заметны в обыденной действительности. А так с помощью экспертов, конкурсной комиссии мы увидели все те положительные наработки, которые есть в каждой школе. Отмечу, что победители среди городских школ – это, как правило, стабильно работающие на протяжении ряда лет общеобразовательные учреждения. Они являются федеральными, областными или муниципальными экспериментальными площадками. Коллективы там работают творчески, они заинтересованы в том, чтобы их школы развивались. Такие конкурсы хороши тем, что они подтягивают других, вносят в жизнь школы элемент соревновательности. Разумеется, конкурс – это большая работа. Чтобы достойно представить свою школу, необходимо оформить массу документов, да еще и обладать рядом самых разных навыков.
Ольга ИВАНОВА, председатель Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга:
– О своем желании участвовать в конкурсе заявили 112 школ, а квотой нам было определено 58. Мы должны были определить лучших. У меня вызывает радость, что среди победителей не только школы повышенного уровня – лицеи и гимназии, но и самые обыкновенные общеобразовательные учреждения. Таких среди победителей было 20. Это наша позиция – обычные микрорайонные школы нужно поднимать до того уровня, чтобы они давали достойное образование. Координационный совет, отбиравший школы, относился к своей работе неформально. Мы хотели, чтобы эксперты представили свои позиции, по которым выбирали ту или иную школу, чтобы все было максимально прозрачно. Могу сказать – опасения, что общественные организации не будут принимать в этом участия, не оправдались. Несмотря на то, что были случаи столкновения профессиональной и общественной оценки, мы тем не менее всегда приходили к общему решению. Кстати, до сегодняшнего дня не было никаких нареканий и писем в организационные комиссии о том, что принято неправильное решение.
Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Управления образования администрации Псковской области:
– Думаю, не стоит бояться того, что известные школы оказались получателями президентских поощрений. Ведь большинство из них шли к этому успеху много лет. У нас в регионе общественные организации, родители тщательно контролировали весь ход конкурса начиная с момента подачи заявки. Сегодня общество всколыхнулось, у многих людей активная жизненная позиция. Разумеется, Псковскую область нельзя сравнивать с Московской, она маленькая – у нас из 40 претендентов надо было выбрать всего 13 школ. Знаете, школы очень самокритично к себе отнеслись, уже на этапе отбора многие забирали свои заявки. Профессиональная экспертиза поданных на конкурс инновационных программ совпала с общественной. Кстати, в оценке заявок у нас принимала участие некоммерческая областная организация, занимающаяся различными проектами в области образования. Никаких апелляций по поводу принятых решений у нас не было.
Конечно же, если бы была такая возможность, то лучше всего было бы поднять зарплату всем учителям, но, думаю, первый шаг в этом направлении сделан – поддержать в первую очередь тех, кто в равных условиях показывает лучшие результаты труда. В этом отношении учительское сообщество готово начать новый виток методического обеспечения и повышения квалификации и своих коллег, что может стать инструментом развития всей региональной системы образования.
Светлана ДЕМИДОВА, заместитель начальника Управления учреждений образования, руководитель штаба ПНПО Федерального агентства по образованию:
– Замечательно, что на государственном уровне определили ряд конкретных мероприятий, направленных на поддержку сферы образования, и хорошо, что в первую очередь решено было поощрить лучших 10 тысяч учителей, классных руководителей и инновационные школы. Благодаря этим конкурсам мы выявили все лучшее, что есть у нас в российском образовании. Нацпроект придал образовательному процессу новый импульс развития. На уровне государства подняли целый пласт насущных проблем, причем самым неординарным способом. Думаю, от национального проекта эффект больше, чем от объявленной более пяти лет назад модернизации. Хочу также подчеркнуть, что эффекта можно достичь, если будет двойная ответственность: не только Федерация, но и сам субъект обязан вкладывать в образование деньги. Эта двойная ответственность должна, на мой взгляд, привести к гигантскому скачку в образовании. Разумеется, мы проведем детальный анализ всех представленных инновационных программ. Кроме того, необходимо еще раз оценить, что же мы понимаем под инновациями, чтобы школы, собираясь представить свои заявки на конкурс в будущем году, реально оценивали свои возможности. Думаю, 2-3 лет нам будет достаточно, чтобы разработать модель школы, реализующей инновационные программы. В основу этой модели будут положены программы, которые мы выявили в ходе конкурса. Думаю, что скорее всего таких моделей будет несколько, причем самых разноплановых. В этом году в некоторых регионах были сложности с оформлением документации по конкурсу. На основе мониторинга мы посмотрим, что именно было самым сложным для школ, связано ли это с документами или с нормативной базой, существующей в регионе. Хотелось бы, чтобы в следующем конкурсе все российские школы приняли самое активное участие. Ведь это позволяет образовательному учреждению реально оценить свои возможности. Это не противоречит сказанному ранее – посмотреть и реально взвесить свои шансы, соответствует ли школа конкурсным критериям. Не надо бояться работы с документами. Просто нужно привыкать к тому, что они должны быть правильно оформлены.
Елена НИЗИЕНКО, заместитель начальника отдела Государственного общественного управления Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки РФ:
– Приоритетный национальный проект направлен на поддержку лидеров образования, обеспечение прорывного развития системы образования. А приобретение пробирок в кабинет химии, ремонт медицинского кабинета или столовой вряд ли будут способствовать прорывному развитию региона. Сегодня школе предоставляется счастливый случай потратить миллион на реализацию своей инновационной программы. У меня недавно состоялся долгий разговор с директором одной школы. Она говорила, что ей срочно необходимо отремонтировать столовую. Никто не возражает – это важная задача, но ее необходимо решать за счет муниципальных, а не федеральных средств. Такое вложение денег для выполнения ПНПО неэффективно. Кроме того, сейчас очень важно не оставить в подвешенном состоянии победителей. Ведь в ходе реализации ПНПО произошло выявление мощного инновационного педагогического потенциала региона. И если этот мощный потенциал не будет востребован, то конкурс своей цели не достигнет. В регионах сегодня должна быть создана программа использования потенциала школ, внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших учителей.
Мы должны создать ассоциацию школ, внедряющих инновационные программы, лучших учителей необходимо привлекать к экспертизе учебников, к другим важным мероприятиям.
Хочу обратить внимание на масштабность конкурса – было отобрано 3 тысячи лучших школ, а в проекте участвовали примерно в 3 раза больше – около 10 тысяч школ, это шестая часть от всех общеобразовательных учреждений России. И при этом мы получили всего три жалобы. Очень серьезные были вопросы по участию негосударственных общеобразовательных учреждений. В некоторых субъектах РФ эти школы участвовали и победили, и регионы нашли возможность выплатить господдержку. Субъект РФ может принимать свои законодательные акты, он может финансировать выполнение государственных программ вне государственных учреждений. Хочу подчеркнуть, что школам не запрещено участвовать в конкурсе хоть каждый год, так что те, кто не победил в этом году, проанализировав свои ошибки, могут подать заявку на участие на следующий год. Из всех победителей 40 процентов – сельские школы. Много было самых обычных школ и, разумеется, инновационных. Ведь не было разделения на номинации, условия для всех были абсолютно одинаковые. Надо было выявить точки роста в системе образования, которые будут продвигать развитие системы образования России. Эти точки роста есть и в городе, и в селе, в обычных образовательных школах и, конечно, среди гимназий и лицеев. Сейчас мы собираем программы победивших школ, естественно, мы их будем анализировать и изучать. Ход конкурса тоже будет проанализирован, когда мы будем принимать новые нормативные документы на следующий год. На будущие три года остается неизменным количество школ-победителей – 3 тысячи и сумма поощрения – 1 миллион. Очень важно, что помимо денег победившие школы получат диплом формата А3 с символикой нацпроекта. Разумеется, победа в конкурсе поднимет престиж учреждения, его бренд. Во время августовских встреч состоится торжественное вручение этих дипломов.
Комментарии