search
main
0

Имидж – всё! Вуз как связующее звено между школой и работой

Что есть вуз для студента? Жизненный трамплин, возможность получить профессию и определиться в жизни. Что есть студент для вуза? Его кровеносная система, жизненная сила, и от качества «свежей крови» во многом зависит самочувствие учебного заведения. Вузу важно не только количество студентов, но и их мотивированность, уровень знаний, запросов. Исходя из этого определяется стратегия работы с будущими абитуриентами.

… В полдень в фойе Уральское экономическое сообщество (УрГЭУ) шумно и весело: участники евразийской смены старшеклассников пора бы возвращаться в свои школы, да не хочется. 700 человек из разных районов Екатеринбурга почти целый месяц знакомятся с университетом, его преподавателями, традициями. Утро начинается с танцевальной зарядки под музыку. Затем три часа занятий в игровой форме, увлекательных лекций. Тема очередной смены – «Перезагрузка. Мы отправляемся в космос ». Каждый из 27 отрядов выбирает себе название: «Гравитация», «Орбита», «Притяжение» и даже «Свалившиеся с Луны», презентует себя. В программе смены разнообразных профориентационных мероприятий в виде мастер-классов, тренингов, лекций, деловых игр. Ребята с удовольствием участвуют в объединющих мероприятиях: фестиваль барбекю, тренинг на командообразование, Квест по Екатеринбургу. И случается так, что, уже подав документы на поступление, выпускники по-прежнему участвуют в летней смене, теперь уже вожатыми. Если несколько слов описать ее результаты, то получится следующее: профессиональная ориентация, выбор вуза, подготовка к студенчеству, дружба.

Разговор с проректором УрГЭУ по учебной работе Сергеем РОГОЖИНЫМ о привлечении абитуриентов начинается с рассказа о евразийской смене старшеклассников, которая нынче проводится в пятый раз.

– Идея выросла из системы летних городских лагерей при школах. Их извечная проблема – чем занять детей. Вот мы и предложили свой вариант. Когда я открывал первую смену, то произнес слова: «Ребята, вы будете учиться вместе с университетом». На лицах заметил уныние, мол, мы вообще-то отдыхать пришли. На закрытии спросил: «Понравилось у нас учиться?» Гул радостных голосов был ответом. Старшеклассники убедились, что учеба может быть интересной.

До недавнего времени экономистов готовили практически все вузы областного центра, кроме разве что консерватории и театрального института. Естественно, когда дело доходит до выбора конкретного места обучения, абитуриенты знакомятся с образовательными программами. Но они не содержат больших различий. Следующая стадия сравнения – жизнь вуза помимо учебы. Я могу рассказать о нашем Доме культуры и его 13 студенческих творческих коллективах. О спортивном зале, для которого приобрели скалодром, один из крупнейших в Екатеринбурге, там даже международные соревнования проводятся. Но гораздо эффективнее знакомиться с университетом одновременно и с учебной, и с внеучебной стороны, как это происходит на евразийской смене.

– Сергей Алексеевич, вы сказали «до недавнего времени». Ситуация изменилась?

– Министерство образования и науки Российской Федерации держит курс на профилизацию. Если вуз имеет отраслевой принцип, он должен ему следовать. Прошлым летом несколько высших учебных заведений Екатеринбурга лишились аккредитации на подготовку специалистов в области экономики и юриспруденции. Мы открыли двери для более двух тысяч студентов из этих вузов.

Сегодняшние абитуриенты должны четко понимать, какое образование хотят получить. Мы готовим экономистов для малого и среднего бизнеса, легкой промышленности, финансового сектора, торговли, сферы услуг. В то время как Уральский федеральный университет ориентируется, с одной стороны, на выпуск теоретиков в области экономики, с другой – экономистов для крупной промышленности.

– В целом это укрепляет позиции УрГЭУ в «конкурсе вузов». Теперь экономистов станут производить меньше. Но лучше, будем надеяться.

– Для УрГЭУ экономика и управление всегда были и остаются профильными. Бюджетных очных мест по данным направлениям подготовки у нас больше, чем у остальных вузов города вместе взятых.

Но есть и другой аспект. СИНХ, так назывался раньше наш университет, имел большой технологический блок. Потом случился период отказа от ряда инженерных специальностей. Сейчас идет процесс возвращения: появились бюджетные места на профиль «Машины и аппараты пищевых производств». Кроме того, в последние пять лет произошло значительное увеличение бюджетных мест в магистратуре. На будущий год общее количество бюджетных мест – 681, появятся бюджетные места по юриспруденции на очной форме обучения.

– Безусловно, это свидетельствует о высокой оценке деятельности вуза на федеральном уровне. Как же построена собственно система профориентации школьников?

– Время, когда представители вузов показывались лишь в выпускных классах, давно прошло. Профориентационная деятельность начинается, когда предмет появляется в школьной программе. Если это физика, то с седьмого класса, если это химия, то с восьмого. Из двухсот школ Екатеринбурга с половиной мы сотрудничаем. Вот только один пример – лицей №3 (ох, как бы не обиделись остальные!). Первого сентября я присутствовал на Дне знаний. В естественно-научном лицее мы развернули школу юного технолога, школу юного биотехнолога, наши сотрудники ведут занятия, профессорско-преподавательский состав проводит дни науки.

Направление «Школы юных» вообще развиваем активно, в том числе в области. Привлекаем учеников на собственные мероприятия. В апреле в университете традиционно проходит Евразийский экономический форум молодежи, на который съезжаются студенты, аспиранты, молодые специалисты из многих стран. В рамках форума проходит конгресс школьников, где более четырехсот ребят из разных регионов России, Казахстана, Киргизии представляют свои проекты. Это учит их держаться перед незнакомой аудиторией, доказывать свои взгляды. Даже первоклассники становятся лауреатами форума!

В зимние и весенние каникулы действует проект «Учимся вместе с УрГЭУ», в котором принимают участие школьники из соседних регионов с малым количеством высших учебных заведений: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа. Летом – детская компьютерная школа и школа сервиса и гостеприимства. На протяжении недели ребята разного возраста создают сайты, трехмерные модели, анимированные ролики, рисуют картины, учатся готовить, участвуют в фотоохоте. Конкретные мероприятия можно перечислять долго. В целом деятельность управления по приему и довузовской подготовке, которым творчески руководит Ирина Мартьянова, – это ежедневная системная работа.

Департамент образования города Екатеринбурга инициировал новую форму общения – Клуб директоров школ. Мы предложили проводить заседания клуба на нашей базе. Это эффективный неформальный способ взаимодействия представителей двух уровней образования.

– Сергей Алексеевич, каковы контакты университета с предприятиями? Ведь вуз занимает срединное, связующее положение между школой и будущим местом работы выпускника.

– Ректор УрГЭУ Яков Силин нацеливает коллектив на то, чтобы университет был встроен в народнохозяйственный комплекс региона. С этой целью создан отдел взаимодействия с работодателями и развития кадрового потенциала. Мы ищем новые формы сотрудничества с предприятиями: обновленные форматы ярмарок вакансий, «Час рекрутера». Организуются базовые кафедры на предприятиях, проводятся совместные исследовательские работы. Ступени сотрудничества: студенческая практика, трудоустройство, повышение квалификации. Крепкие связи установлены в промышленной сфере с Уралвагонзаводом, Нижнетагильским металлургическим комбинатом, НПО «Автоматика», Машиностроительным заводом имени Калинина, в области торговли – с крупнейшей в стране оптовой компанией «Сима-ленд», в банковской и финансовой сфере – со Сбербанком, ВТБ-24, RwC. Все это еще больше увеличит востребованность выпускников УрГЭУ.

– Ощущается ли проблема оттока лучших абитуриентских кадров в университеты более высокого уровня, то, что называют «столичный пылесос»?

– Я бы отметил два временных рубежа. 2009 год, когда ЕГЭ вошел в штатный режим и выпускники поняли, что при достойных баллах можно поступить в любой вуз страны, тогда резко снизилось количество поступающих в местные учебные заведения. И 2012-2013 годы, когда родители осознали, что жизнь детей в столицах имеет свои сложности, а региональные вузы стали более конкурентоспособными, и мы вновь ощутили приток абитуриентов. Как отмечают исследователи, тенденция стремиться в вузы более высокого уровня, чем по месту жительства, сохраняется, но уже не проявляется так кардинально.

– Мы с вами говорили о том, что делает вуз для привлечения абитуриентов. Но ведь решающими были и остаются имидж учебного заведения, престиж его диплома, а не специальные целенаправленные усилия.

– Да, это так. УрГЭУ лидирует в рейтинге вузов, которые выпускают самых адаптированных к рынку труда специалистов. Журнал «Деловой квартал» проводил опрос работодателей на тему «Уровень профподготовки молодых специалистов», университет занял в нем первое место. Мы стараемся давать практические знания и навыки, которые пригодятся в реальной деятельности. Поэтому наши студенты востребованы.

– Вы много лет работаете в высшей школе. Каков облик современного абитуриента?

– Я категорически не отношусь к тем, кто склонен критиковать молодое поколение. Они просто другие: более прагматичные, целеустремленные, открытые миру, чем предшественники. Их надо воспринимать такими, какие они есть, и использовать их новые возможности. Мы ждем ребят с горящими глазами, которые не только глубоко осваивают специальность, но и стремятся быть широко информированными, полноценно включенными в жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте