Образовательное учреждение – открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг.
Сегодня по отношению к школе все чаще употребляют такие слова, как «конкурентоспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга». А если все это применимо к ней, то формирование позитивного имиджа образовательного учреждения становится одним из направлений его работы, важным современным компонентом и ресурсом его развития.Имидж образовательного учреждения – эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума.Формирование имиджа образовательных учреждений обусловлено тем, что:- сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;- сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных – финансовым, информационным, человеческим;- имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, учащихся, родителей, гостей школы;- устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.Необходимо выработать инновационную образовательную политику образовательного учреждения, которая ориентирована на генерирование и поддержку прогрессивных идей, практическую реализуемость инноваций, социокультурную направленность опережающего развития; адаптацию современных управленческих и образовательных технологий.Сайт образовательного учреждения обеспечивает официальное представление информации о школе в сети Интернет для расширения рынка образовательных услуг, оперативного ознакомления педагогических работников, обучающихся, родителей и других заинтересованных лиц с деятельностью образовательного учреждения.Целенаправленно создаваемый имидж образовательного учреждения не набор случайных компонентов, а стройная система взаимосвязанных качеств, интегративная совокупность характеристик. Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей различных групп, обращающихся к услугам образовательного учреждения, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться.В формировании имиджа образовательного учреждения приоритетным становится принцип корпоративности. Основное содержание программы по формированию имиджа образовательного учреждения отражает управленческая деятельность, направленная на оказание потребителю тех услуг, которые пользуются и будут пользоваться наибольшим спросом на рынке образовательных услуг. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения.Конечным результатом формирования имиджа ОУ будет повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, которая достигается сформированным отношением к учреждению. Качество имиджа в данном случае – это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательное учреждение может получить в перспективе.Механизм достижения выглядит следующим образом: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Образовательное учреждение, обладающее большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособным и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Его имидж становится все более позитивным.Имидж образовательного учреждения представляет относительно самостоятельный вид деятельности и объект управления. К основным характеристикам этой деятельности относятся действия коллектива по активному информированию заинтересованной общественности (родителей, учащихся и учителей) о своем учреждении, перспективах его развития; по созданию положительного образа учреждения в местном профессиональном сообществе, установлению продуктивных и выгодных партнерских отношений в социуме, поддержке и повышению престижа своего учреждения, признанию его заслуг и достоинств, позитивного опыта, достижений, популярности, значимого влияния на других.Создание положительного имиджа образовательного учреждения, с одной стороны, сложный и длительный процесс формирования прочной и высокой репутации, привлекательности, создания ситуации успеха на всех уровнях работы. С другой стороны, инновационная направленность деятельности школьного сообщества должна привести к качественно новому имиджу образовательного учреждения, способного конкурировать на рынке образовательных услуг. Наиболее качественно работающие образовательные учреждения станут базовыми школами, услугами которых смогут пользоваться все большее число семей, проживающих в близлежащих микрорайонах города. Укрупнение базовых школ, их инвестирование и приоритетное оснащение современным учебным оборудованием позволят создать в данных учреждениях насыщенную образовательную и коммуникативную среду.Анна БЕЛОВА, директор школы №2043
Комментарии