search
main
0

Имидж белых воротничков “Деньгоделатель” для страны важнее, чем рабочий?

“Зимний сад” – это маленькая сказка, может, даже мечта о красивой жизни. И меня, честно скажу, порадовало, что он оказался не где-нибудь в коммерческом вузе, а в обычном воронежском профессиональном лицее N 4 – по соседству со станками и вязальными машинами.
Директор Сергей Виниченко, он же председатель Совета директоров учреждений начального профобразования Воронежской области, рассказал, что в его лицее обучаются 570 ребят, что создавался он тогда еще как училище, в 1943 году. Сейчас лицей готовит специалистов повышенного уровня – газоэлектросварщиков, электромонтеров, машинистов компрессорных установок, мастеров по ремонту телерадиооборудования. Девушки осваивают профессии “вязальщица верхнего трикотажа”, “секретарь-референт”, “лаборант химического анализа”, “повар-кондитер”. Хотя на повара сегодня и юноши не прочь выучиться. В каждой из групп своя художественная самодеятельность, хоровые и танцевальные коллективы, воспитательной работой руководит заместитель директора Вера Шелаева. А за театральные постановки отвечает мастер-воспитатель Вера Дорохина.
Но в этот день мы с Виниченко договорились обсудить не столько лицейские достижения, сколько проблемы начального профобразования, которые Сергею Ивановичу как директору и председателю Совета директоров знакомы не понаслышке.

На мой взгляд, самая больная проблема в начальном профессиональном образовании сейчас – кадровая. В отличие от других учебных заведений у нас самый главный человек – мастер производственного обучения. Кто он такой? Он не просто учитель или преподаватель: мало того, что этот человек должен иметь среднее, а лучше – высшее профессиональное образование, но при этом он еще должен иметь высший разряд в рабочей профессии. Например, если он – мастер производственного обучения по специальности газоэлектросварщик, то он сам должен уметь качественно варить, чтобы обучить тонкостям ремесла молодых сварщиков.
Но сейчас у нас мастерами работают в основном мужчины-пенсионеры, женщины, а в последнее время даже учащиеся старших курсов начали обучать молодых! Мы дали объявление в бюро занятости – нужны мастера-сварщики, мастера для поваров-кондитеров и по другим специальностям нужны. Но никто не пришел! Точнее, узнают первым делом, какая зарплата, смеются и не приходят.
– Такая “смешная” зарплата?
– Судите сами. Мастера получают по той тарифной сетке, которая существует сегодня для всех педагогов. Максимальный разряд у мастера – тринадцатый, это составляет порядка 1300 рублей. У меня как у директора – шестнадцатый разряд и две тысячи зарплата. Чтобы получать 4-5 тысяч, я должен вести часы, брать какой-нибудь кружок и заниматься с детьми дополнительно да еще и пытаться найти какую-нибудь подработку. Хотя как директору мне хлопот более чем достаточно. Сейчас очень много говорят о модернизации образования, но что бы мы ни делали, при такой зарплате начинаются полнейший развал и утечка хороших кадров. Кто будет заниматься реформами за полторы тысячи? Настоящего специалиста, умеющего хорошо работать, такими деньгами не заманишь.
– А сколько зарабатывает тот же сварщик на производстве?
– Если говорить о наших выпускниках, то они сейчас, устраиваясь в фирмы, получают пять-семь тысяч рублей. На заводе столько зарабатывает опытный рабочий с высокой квалификацией. Молодые начинающие рабочие получают меньше – чаще всего две-три тысячи. И это тоже проблема.
Престиж рабочих профессий в молодежной среде очень низок. И потому, что на заводах молодых ждет маленькая зарплата, и потому, что не чувствуют ребята уважения к своей рабочей профессии. Ведь сегодня все поголовно стремятся в вуз! Стремятся получить высшее образование любыми путями. Хотя некоторым это образование ничего не дает – ни культуры, ни знаний, ничего! Даже если хороший вуз, но человек сам не способен усваивать новое, не способен учиться, то у него от этого диплома ума не прибавится. Взять хоть наш Воронеж – все больше и больше коммерческих вузов, колледжей, техникумов. Родители из кожи вон лезут, ребенка устраивают! И создается привлекательный имидж белых воротничков, когда главное – устроиться в жизни. Все к этому стремятся, а про рабочие профессии забыли. Кто будет работать руками, что-то производить – об этом ни слуху ни духу! И из рабочих профессий, посмотрите, какие популярны: парикмахер, повар. А специальностей для промышленности словно бы и нет – и в прессе, и в государстве внимание к ним ослаблено. Такое впечатление, что стране нужны только великие предприниматели, деньгоделатели и прочее.
– Сергей Иванович, но ведь сам министр образования – года не прошло, как приезжал в нашу область, много выступал, с народом общался, – так вот, он говорил, что нужны рабочие, что нечего всем в вузы идти и надо всеми силами развивать начальное профобразование. Выходит, на деле ничего не меняется?
– Так ведь он там же, во время своего выступления, и сказал: вас надо всех на местный уровень, на местный бюджет, потому что не может Москва воронежскими или красноярскими парикмахерами заниматься! И на себе я ощущаю, что идет отторжение системы начального профобразования. Результат будет один – страну приведут в такое состояние, что никто ничего руками делать не захочет, все захотят с портфелями ходить. И ходят уже!
Но ведь общество должно быть разумно построено – кто-то умственным трудом занимается, кто-то служит, а кто-то и работает. И ко всем должно быть одинаковое уважение.
– Почему вы так категорично выступаете против передачи начального профобразования на местный уровень финансирования?
– Не верю, что это хотят сделать ради улучшения работы нашей системы. Воронежская область в экономическом отношении сама концы с концами не сводит. Что будет с нами? Сделают из нас очередные коммерческие учебные заведения – колледжи, институты, и опять начнут деньги у людей вытягивать?
Ну передадут нас на места, мэр первым делом спросит на заводах, сколько на сегодня нужно токарей – 30? Понятно. Слесарей – 20? Ясно. Поваров – 10? Вот и все, давайте оставим одно учебное заведение, а остальные закроем, денег на всех не хватает. А что потом, когда наша промышленность наконец-то заработает в полную силу? Приглашать будем из других стран? У нас что, своих людей не хватает? Сегодня ни в коем случае нельзя сворачивать подготовку рабочих профессий!
– Могут ли финансировать начальное профобразование сами производственники – заводы, другие предприятия?
– По мнению реформаторов, они должны это делать. Но у предприятий и фабрик сегодня нет столько денег, чтобы нас содержать. И отношение к нам у них неоднозначное. К примеру, наш лицей существует с 1943 года, в следующем году нам 60 лет исполняется. Строился лицей, тогда еще училище, для воронежского завода синтетического каучука – “Воронежсинтезкаучук”. Это предприятие по сей день остается нашей основной базой. Когда начались в нашей системе трудности, ко мне пришел заместитель директора завода “Воронежсинтезкаучук” Юрий Деркачев и сказал: развалить все очень легко, давай будем сохранять. Что мы и пытаемся делать вместе с заводом и его директором Вячеславом Конюшенко: оборудование они нам дают, крышу помогли отремонтировать, мастеров недавно прислали. Мы же в ответ на 70-летие завода дали по цехам около 30 концертов.
Еще пример. Хорошие, творческие отношения сложились с трикотажным объединением “Березка”. Его директор – Нина Рубцова. Несмотря на то, что у них на предприятии своих забот хватает, нам они всегда помогают: и на практику наших девочек принимают, и пряжу для вязания дают. Не так давно наши ученицы из этой пряжи связали детские вещи, и мы отдали их в Сомовский дом ребенка.
Вот на таком уровне предприятия могут взаимодействовать с учреждениями начального профобразования. И то не все и далеко не всегда это делают. Не хочу называть предприятия, но неоднократно сталкивался я и с другим отношением: когда приходишь на завод, просишь взять на практику ребят, а тебя просто выставляют: “И без твоих практикантов забот хватает”. О каком же финансировании может идти речь?!
Поэтому я считаю, что передача нашей системы на местное финансирование просто похоронит все начальное профобразование.
– Федеральный бюджет обеспечивает вас в достаточной мере?
– До сих пор нет никаких нормативов финансирования. Известна только зарплата, в основе которой тарифная сетка. У начинающего мастера, когда я его по восьмому разряду принимаю на работу, 800 рублей. Не хочу ничего комментировать, все и так ясно. Одно скажу: в прессе читал, что учителя зря плачутся, потому что все зарабатывают репетиторством. Может, кто-то из гимназий и занимается. Но мы-то берем детей с самой минимальной подготовкой, которым учеба как таковая не сильно нужна. У них денег нет, им бы рабочими стать. Поэтому наши мастера сидят на “голой” сетке, а чтобы выжить, идут на завод подрабатывать, чтобы хоть три тысячи рублей получить.
Вот эту зарплату из бюджета нам дают полностью. Что касается других статей расхода: на учебники – 10 процентов от потребности, нормы тоже нет никакой. Приобретение оборудования в этом году профинансировали процентов на 25 от потребности, но это у нас хороший год, хороший! Если говорить о ремонте зданий, то в этом году тоже процентов 25 – и все федеральное финансирование, из местного бюджета ничего нет. На коммунальные услуги нам полностью дали деньги. Но тут проблема вот в чем.
Мы стараемся экономить: топим меньше, “светим” меньше. За год сэкономили примерно 250 тысяч. У нас эти деньги просто забирают куда-то, и ничего нам не остается. Не знаю, куда и кто их забирает, но мы экономили! Я прошу: дайте мне эти деньги на оборудование, мы же старались, экономили – я компьютер куплю или станок. “Нет! – отвечают. – Нельзя!”. И какой тогда, скажите, смысл мне экономить?!
Только я поставил счетчик тепла – масса организаций ко мне “прилипла”: надо счетчик обслуживать! Надо сопротивление поменять, надо стандартизацию пройти! И я каждый год теперь плачу деньги, другой раз даже из нашей внебюджетки, чтобы обслужить этот счетчик. Вопрос: зачем я его ставил? Зачем я экономлю? Ведь получается, для меня в этом смысла нет. А все из-за того, что теперь казначейство распоряжается деньгами наших учебных заведений. Оно очень строго по статьям работает: написано у тебя – ремонт общежития, значит, ты ни копейки оттуда на ремонт корпуса взять не можешь. Даже если там выбитое стекло вдруг потребуется вставить.
У нас сейчас нет абсолютно никакой самостоятельности в финансах, хотя по Закону “Об образовании” директор является распорядителем кредитов. Казначейство полностью все забрало в свои руки. Но если так все строго, то почему такая неразбериха с питанием наших учащихся?!
Мы весь год кормили детей по установленному нормативу 10 рублей в день. И вдруг в конце года – счастье: пришли еще деньги, можно кормить на 65 рублей в день! Плюс ко всему дали еще деньги по статье “компенсация за питание”! В итоге надавали столько, что все дети “съесть” не успевали. Причем на что-то другое, кроме питания, эти деньги я опять же потратить не могу. Там я сэкономил – мне не дают, а здесь надавали столько, что не израсходуешь! Это неразбериха в исполнении бюджета наверху!
– Разве ж это плохо, когда на еду много денег? Можно ананасов накупить!
– Намного лучше было бы, если бы был единый норматив, и директор пользовался бы определенными суммами в течение всего года. А его уже контролируйте, сколько нужно. Ведь по идее если бюджет на год известен, то почему не сделать норматив для профучилища? И при этом дать право мне пользоваться моей же экономией, естественно, не на личные нужды, а на нужды училища, лицея. Ведь до абсурда доходило: я экономлю тепло, мне прислали счет на 140 тысяч рублей, хотя планировали 180, и меня же просят отказаться от оставшихся денег. Ну и куда, кому они идут? Это и непонятно, и обидно. Ведь не было бы этой неразберихи, и средств было бы больше, и жилось лучше.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте