search
main
0

Имею право, или Гражданская позиция в красках

Когда заходишь в редакцию “Учительской газеты”, то взгляд невольно останавливается на вывешенных на стенах ярких рисунках и плакатах. Они выполнены детьми самого разного возраста. Переходишь от одного к другому и не можешь налюбоваться – насколько богато детское воображение. Темы плакатов самые разные, но все они посвящены правам ребенка.

Главный выбор
В этом году на Всероссийский конкурс плакатов школьников “Имею право” было прислано около 1300 работ из 60 регионов страны. Юные авторы показали, что знакомы с правами человека и могут выразить свои идеи художественным языком. Авторитетное жюри выбрало 20 лучших работ, они и будут разосланы Уполномоченным по правам человека в регионы Российской Федерации.
Чествование победителей прошло в Московском городском Доме учителя. Эпилогом к торжественной церемонии послужили слова Гете: “Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой”.
– Каждый из вас знает, что в жизни ничего не бывает просто так, – обратился к ребятам главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец. – Для того чтобы добиться какой-то цели, надо прикладывать усилия. В жизни мы постоянно останавливаемся перед выбором. И каждый из нас должен понимать, что, делая выбор, мы берем на себя ответственность за то, что совершаем. Сегодня главная задача – сделать такой выбор, чтобы в нашей стране всем жилось гораздо лучше. Будущее России во многом зависит от вас, от того, как вы будете реализовывать свои права.
Вначале, когда мы объявили конкурс, было сказано, что победителей будет девять – по три в каждой возрастной группе, но жюри, которое работало с конкурсными плакатами, не смогло остановиться на девятке. Шла очень напряженная работа, до последнего момента мы не знали, кто станет победителем, потому что все работы были зашифрованы.
– Вы проделали удивительную работу, – продолжила Елена Калиш, кандидат педагогических наук, советник управления воспитания и дополнительного образования МО РФ. – Вы вспомнили свои права и обязанности, взяли в руки карандаш, краски и изобразили то, чем болеет сегодня каждый из нас, чем болеет наше общество. В конкурсных работах вы отстаиваете свои права перед взрослыми. Ребята, вы не должны забывать, что возможно движение истории вспять, если граждане не будут прилагать усилия к тому, чтобы в их государстве царил закон и соблюдались права человека.
Дети выходили на сцену, рассказывали о своих творческих работах, о том, что они понимают под своими правами и обязанностями. Церемония награждения сопровождалась литературно-музыкальными номерами. Ведущая Марина Шкробова читала стихи Анны Ахматовой, а победитель конкурса “Учитель года России – 1992” Артур Заруба аккомпанировал на рояле и исполнял шуточные песни.
Самым юным победителям (от 6 до 10 лет) подарили наручные часы, ребятам от 11 до 15 – фотоаппараты “Олимпус”, а старшеклассникам – цифровые аудиоплейеры. Организаторы конкурса вручили учителям четырехтомную “Антологию выстаивания и преображения”, в которой собраны редкие художественные произведения.
После награждения удалось поговорить с некоторыми педагогами и школьниками – победителями конкурса. Они не скрывали радости от успеха и от того, что им удалось побывать в Москве.
– У себя в школе мы проводили конкурс “Имею право” с 5-го по 11-й класс, – рассказывает учитель истории и обществоведения из 25-й липецкой школы Татьяна Лукашенко. – Пятиклассники, конечно же, рисовали на примитивном уровне, так, как они понимают свои права и обязанности. Их знакомили с Декларацией прав человека, а уже потом они что-то изображали. В старших классах, безусловно, задания были сложней. Нужно было придумать плакат. Плакат Марины Томишиной оказался лучшим из 34 работ, присланных в Москву из Липецкой области.
Наша школа небольшая, находится на периферии, в районе тракторного завода. Дети в основном из семей рабочих, которые не получают зарплату по нескольку месяцев. В школе не хватает учебных пособий. Цена учебника доходит до 100 рублей. Вся школьная техника – на примитивном уровне. Склеиваем допотопные карты, которым уже лет по 20-30. Сейчас в школу завозят компьютеры. Но опять же какая проблема: нет проводки, дверей, оконных решеток. Директор школы должен искать спонсоров, чтобы все это сделать и открыть компьютерный класс.
Марина Томишина в Москве впервые.
– Хочу сходить в музей, посетить мавзолей Ленина, просто погулять по городу, – говорит старшеклассница.
Учитель изо, черчения и страноведения из гимназии N 53 города Нижний Новгород Марина Вышкинд приехала в Москву с десятиклассницей Леной Колпаковой.
– Основное направление нашей гимназии – изучение французского языка, – рассказывает Марина Васильевна. – Страноведение Франции у нас не только административное и политическое. Мы изучаем культуру этой страны. У нас тесные связи с Францией. Каждый год 15-20 наших гимназистов ездят во французские семьи в Гренобль, Тулузу. Потом французские дети приезжают к нам. Идет языковой культурный обмен. Лена Колпакова поедет во Францию на зимних каникулах и захватит там учебную четверть. Наши учителя второй год работают в школе при посольстве в Париже. У нас сильные педагогические кадры. В нашей гимназии есть детский французский театр. Два года назад мы в Санкт-Петербурге заняли призовое место.
О конкурсе плакатов узнали через “Учительскую газету”, которая есть в нашей библиотеке. Будучи в Москве, хотели бы сходить в Третьяковскую галерею, музей Пушкина, в театр, побывать на Поклонной горе.

Встреча в Ветошном
На следующий день в редакции “УГ” прошел “круглый стол” с учителями, сопровождающими победителей конкурса плакатов “Имею право”. Педагоги рассказывали о том, чем живет российская глубинка, поведали о своих достижениях. У каждой школы, конечно же, оказались свои особенности, а вот проблемы у всех почти одни и те же. Что же волнует учителей больше всего?
– Наша школа – самая большая на Алтае. В ней 1660 учеников, 150 педагогов, из них мужчин – менее 10%, – говорит завуч по воспитательной работе Ольга Прасол из гимназии N8 города Рубцовска. – Последнее время чувствуется недостаток внимания к детям со стороны родителей. Ребята предоставлены сами себе, не могут найти поддержку и опору. Проблема в том, что родители все обязанности по образованию и воспитанию детей возлагают на школу, предъявляют к учителям слишком много претензий.
Учитель изо, педагог дополнительного образования Вера Шерстюгова из села Ильино Курганской области:
– Наша средняя школа скоро может превратиться в 9-летку. С каждым годом в первый класс детей приходит все меньше и меньше. Весной и осенью грязи по колено, из ближайших деревень к школе не проехать. Дети пропускают занятия. В школе очень много старых учебников, плохая мебель, капитальный ремонт давно не делали.
Татьяна Данилевич приехала из города Уссурийска Приморского края. Татьяна Анатольевна – завуч эстетического центра.
– В нашем городе действует пионерская организация, добровольная организация “Созидатель”, – говорит учитель. – Нам прежде всего не хватает литературы. В центре плохая материально-техническая база. У нас есть компьютеры, подаренные корейцами, но они уже старые, нет выхода в интернет.
Галина Князева, город Реж Свердловской области, детский дом “Антошка”:
– Нас беспокоит положение школьной библиотеки. К сожалению, библиотекари приравнены к младшему техническому персоналу. Библиотечный фонд ветшает, нет периодических изданий. Коллектив у нас творческий, на 70 детей 30 педагогов. Так что ребята вниманием не обделены. Недавно получили по программе “Дети России” микроавтобус, школа немного пополнилась спортивным инвентарем.
Виктория Воротнева – учитель-филолог из Воронежской гимназии имени А. П. Платонова:
– Наша гимназия существует четвертый год, – рассказывает Виктория Николаевна. – Имя Платонова только сейчас возвращается к массовому читателю. Изначально мы поставили перед собой цель – довести до детей творческое наследие Андрея Платонова. Благодаря титаническому труду учителей-филологов мы смогли открыть уникальный музей, посвященный писателю. Проблема в том, что в гимназии должна быть ставка музейного работника, поскольку музей паспортизирован. Нам говорят, что надтарифные фонды исчерпаны. Кроме этого, нам не доплачивают за участие в научно-практических конференциях.
В конце двухчасовой беседы учителя выразили благодарность коллективу “УГ” за теплый прием и высказали свои пожелания. Педагогам хочется, чтобы на страницах газеты было больше материалов, связанных с искусством и школьным творчеством, статей, посвященных здоровью и спорту. Журналисты в свою очередь поздравили учителей с наступающим Новым годом, пожелали им здоровья, успехов в нелегком, но очень важном труде.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте