search
main
0

Имею ли я право не работать в школе? . Нет!

Когда мне было 16 лет, папа, увлекавшийся в то время хиромантией, предсказал мне успех в будущем. Когда мне исполнилось 40 лет, я, вспоминая об этом, думала, что работа учителем и есть тот самый предсказанный папой успех. Ведь то, что как учитель я состоялась, было ясно из отношения ко мне моих учеников, из их отношения к преподаваемым мной предметам – химии и астрономии. Однако более серьезный успех был впереди – в конкурсе «Учитель года-2000»! Победа в Московском конкурсе и лауреатство в Российском обозначили новый этап в моей жизни, коснувшийся практически всех ее направлений.

Большой честью для меня было стать членом жюри и координационного совета Московского конкурса «Учитель года», членом редколлегии журнала «Химия в школе», экспертом конкурса «Сто друзей» «Учительской газеты», консультантом и куратором окружных этапов конкурса «Учитель года» Восточного и Южного округов, конкурса школ городского подчинения. С огромным удовольствием участвую в московских педагогических мероприятиях, организуемых Департаментом образования, Домом учителя, «Учительской газетой», окружными научно-методическими центрами, нашей школой.

Я по-прежнему работаю учителем химии и астрономии в школе №1927 Восточного округа, получившей в прошлом году статус Образовательного центра. Во внеурочное время веду кружковую работу, разноуровневые дополнительные занятия, провожу консультации для учеников по проектной деятельности. Параллельно занимаюсь научно-исследовательской работой. За 16 лет работы в школе имею приличный опыт классного руководства: выпустила три 11-х и два 9-х класса. Двери нашего дома всегда открыты для выпускников всех лет и для нынешних учеников. В этом году по просьбе мужа взяла классное руководство в 5-м классе. Многие ребята этого класса родились в 1995 году – в год моего первого выпуска 11-го класса! Это очень трогательно и символично для меня.

Мои собственные дети выбрали психолого-педагогическое направление профессиональной деятельности. Сын Артур, окончивший факультет коррекционной педагогики МГПУ и работающий дефектологом в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, уже защитил кандидатскую диссертацию. Дочка Диана – ученица моего последнего выпуска 2004 года – учится на 3-м курсе МГППУ, работает в нашей школе психологом и в случае необходимости успешно проводит за меня уроки химии. В нашей семье самое главное – любовь, уважение, взаимная опора, поддержка и помощь друг другу во всем. Мама, муж, дети с пониманием относятся к моей работе, принимают в ней посильное участие, помогают по дому.

Сейчас я в Челябинске на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития химического образования», организованной Челябинским государственным педагогическим университетом. Замечательны конкурсные дороги! Еще несколько лет назад об участии в подобной конференции я даже не мечтала… От туристической поездки в Турцию, полученной лауреатами Московского конкурса в подарок от Московского комитета (ныне Департамента) образования при участии компании «Русское золото», до поездки в Челябинск, где я выступаю с докладом, прошло 6 лет. Благодаря участию в конкурсе были поездки в Египет, в Ханты-Мансийск, в Коми, на Байкал, в Якутию, в Новгородскую область.

Вообще-то по натуре я искатель. Помните замечательный девиз нашего пионерско-комсомольского прошлого – «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!»? Вот под эгидой этого девиза я и живу. В Турции искала соль урока к Российскому конкурсу – нашла поваренную соль. В Египте искала заходящие созвездия Северного полушария – нашла, чуть не потеряв при этом свой автобус. В Ханты-Мансийске искала Иртыш – нашла благодаря водителю нашего автобуса, который провез нас по заснеженной переправе. В Коми искала Луну и созвездия, постоянно менявшие относительно нас свое расположение из-за бесчисленных извивов Волосницы – притока Печоры. В Якутске искала русло Лены – нашла благодаря отзывчивости пассажиров рейсового автобуса. На Байкале в поселке Листвянка искала карту природных ресурсов приозерного пространства – нашла и запечатлела на фотографии. В Великом Новгороде искала звезды на сумеречно-голубоватом небе, последыше белых ночей – нашла целых 5…

А если серьезно, то только 2 из этих поездок были турами отдыха. Все остальные связаны непосредственно с педагогической деятельностью – проведение мастер-классов, мастерских, участие в работе «круглых столов» на конференциях. Широкое педагогическое общение и обмен опытом не только с учителями своей школы, но и с коллегами из Москвы и других регионов России дают несказанный полет творческому поиску и профессиональному росту! Благодаря конкурсу у меня появилось много новых друзей в Москве и по всей России!

Еще до конкурса сформировалась основная идея моего педагогического поиска – это идея целостности образования, которой были подчинены используемые мной приемы поэтизации и театрализации в обучении химии. Эта идея проявлялась и в интегрированных уроках, проводимых с учителем биологии Е.Левыкиной с самого начала моей работы в школе. От интеграции химических и биологических знаний и установления межпредметных связей химии с другими предметами я перешла к интеграции с географией, благодаря Е.Проходяевой, с которой работала в школе №1026. Кстати, этот предмет был для меня в школьные годы единственным нелюбимым. А сейчас его красота открывается мне все больше и больше и увлекает своей непосредственной связью с химическими процессами, происходящими и происходившими на Земле как в природных, так и в антропогенных их проявлениях. На стыке химических и географических знаний, особенно знаний по экономической географии, появляется возможность для широкой межпредметной интеграции химии не только с предметами естественно-научного цикла, но и с такими гуманитарными предметами, как экономика, история, языкознание.

Готовясь в 2002 году к летней межрегиональной экологической экспедиции школьников на Байкале, я пришла к мысли о создании мастерской по проектированию хозяйственной деятельности экономического района, в состав которого входит принимающий нас регион. С одной стороны, это позволяло проявить ученикам свои знания по экономической географии и экономике, а с другой – способствовало расширению мировоззрения, благодаря осознанию ими взаимосвязи химии и экономики. Интерес практически всех учеников разновозрастных групп экспедиции к этой работе обозначил перспективу разработки подобных проектов в практике школьного обучения.

От единства веществ природы и их генетической взаимосвязи до установления причинно-следственных связей между составом и свойствами природных ресурсов и способами их добычи и переработки, от взаимосвязи материально- и социально-экономических потребностей человека с хозяйственной деятельностью общества до универсальной роли химической промышленности в межотраслевых хозяйственных комплексах, от направленности химических технологий на углубленную переработку сырьевых ресурсов и безотходность производства до неисчерпаемости химического синтеза – все это возможно рассматривать с позиции интеграции химических и экономических знаний. Идея такой интеграции реализуется в проектной деятельности моих учеников. Постепенно мною была разработана программа проектов химико-экономической направленности, в число которых входит и проектирование хозяйственной деятельности конкретного экономического района. Ни много ни мало, но сегодня я ставлю перед собой задачу развития интереса учеников к производящим отраслям экономики в надежде на поднятие ими в ближайшем будущем экономики нашей страны на достойный уровень. Проблеме интеграции химических и экономических знаний посвящен мой доклад на конференции в Челябинске. В моей научной работе огромную поддержку оказывают Г.М.Чернобельская, Л.С.Левина, Л.В.Реброва, Е.А.Кошелева, Р.М.Сосина, И.А.Сасова и многие другие профессионалы педагогики! Я очень благодарна им всем!

Когда-то в самопрезентации на конкурсе мы с Маленькой Я говорили о Стране Без Углов. В заключение я хочу продолжить этот разговор.

«Маленькая Я, ты помнишь мы говорили о школе, химии, музыке, театре, звездах и любви? Ты спрашивала меня о том, как я стала учителем. А мои повзрослевшие выпускники спрашивают меня, почему продолжаю работать учителем. Им я задаю встречный вопрос о том, когда, по их мнению, мне можно было бы уйти из школы – до нашей с ними первой встречи или после того, как они закончили школу. Они отвечают: «После». И тогда дорастаю до нового вопроса: «Имею ли я право не работать в школе?»

Знаешь, Маленькая Я, школа для меня – это, наверное, дорога к Стране Без Углов. Для каждого жителя этой страны главное – гармония с окружающим миром и с самим собой. Ты помнишь мою мечту о полете в Космос? Нет, она еще не сбылась, но и не ушла! И если позволить себе немного философии, то, по большому счету, Космос – это выход за уровень твоих сегодняшних возможностей и потребностей, а значит, рост над собой. В чем? Здесь у каждого свои приоритеты, но для полета главное состоит в духовном развитии. Этот удивительный мир от элементарных частиц до громадных космических объектов и явлений, происходящих с ними, влияет на человека, изменяет его жизнь благодаря Познанию и Развитию в их гармоничном единстве!»

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии центра образования №1927, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2000», лауреат конкурса «Учитель года России-2000»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте