Стипендия… Энциклопедический словарь трактует это слово как денежное пособие. Но для военного люда – курсантов и слушателей военных учебных заведений стипендия это награда. Поскольку речь не о “зарплате” (денежном содержании) армейских “студентов”, а о стипендиях именных. Не многие удостоились такой чести за усердие в учебе.
Вначале был… капитал
Стипендия – слово латинское. Буквально: stips – дар и pendo – выплачиваю. У древних римлян оно означало воинское жалование, позднее так стали именоваться сама военная служба или отдельные походы.
История именных стипендий в русской армии уходит корнями в XVIII век. Петр I считал материальное поощрение эффективным средством подъема боевого духа войск. За победу над шведами у деревни Эрестфер в 1702 г. Петр щедро наградил всех солдат. Со временем военнослужащие за участие в сражениях стали получать вознаграждения, четко определенные указом государя. Они выражались не только в единовременных выдачах (стипендиях, премиях, пособиях), пансионах, пенсионах, беспроцентных займах, прибавочном жаловании, но и, например, в погашении императором долгов офицеров.
Финансовыми источниками денежных наград служили ассигнования из государственного бюджета (основной источник), полковой и благотворительные капиталы, дарения.
Денежные награды получали офицеры войск, слушатели академий, юнкера военных училищ и нижние чины. Слушатели академий Генерального штаба, артиллерийской, инженерной, военно-юридической, интендантской получали увеличенные оклады и жалования. По зачислении на первый курс им выдавалось по 140 рублей на приобретение книг и необходимых для обучения принадлежностей (для сравнения: годовой оклад жалования начальника отделения Главного штаба составлял 1500 рублей). При успешном окончании академии (по первому разряду) слушатели награждались годовым окладом жалования.
Успешная учеба слушателей, научные работы поощрялись за счет процентов на специальные капиталы. В начале прошлого века в академиях имелось более десятка капиталов, среди них капиталы известных генералов Г.А. Леера, Н.Н. Обручева, М.И. Драгомирова.
Юнкера по окончании училища получали вознаграждение 300 рублей. Лучшие ученики военных училищ могли рассчитывать на премии и пособия за счет процентов на специальные капиталы, имеющиеся в училищах. В начале XX века таких капиталов насчитывалось около двух десятков. Они поступали от генералов и офицеров, вдов, а также от гражданских лиц.
Поскольку именных стипендий в военно-учебных заведениях было очень много, в 1876 г. были изданы правила их учреждения. Стипендиям присваивалось имя видного деятеля государства, науки, культуры, видных военных начальников. Ходатайства учредителей о присвоении именным стипендиям постоянных наименований докладывались императору на его высочайшее благоусмотрение. В 1881 г. с целью упрощения разрешения и оформления именных стипендий, расширения благотворительности право назначения стипендий имени частных лиц было предоставлено руководителям министерств.
Именными стипендиями была увековечена память многих выдающихся военачальников. Стипендия имени генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко – героя, защитника крепости Порт-Артур в русско-японскую войну, учреждена воспитанникам кадетских корпусов на средства добровольных пожертвований офицеров, общества взаимопомощи, города Полоцка, Харьковского торгового общества.
За счет капитала офицеров инженерных войск одному слушателю Николаевской инженерной академии ежегодно выплачивалась премия за лучший проект по фортификации.
В 1879 г. с высочайшего соизволения императора была учреждена стипендия имени генерал-адъютанта Н.В. Корсакова. Она выплачивалась из процентов капитала (5.000 рублей), собранного по добровольной подписке чинами ведомства военно-учебных заведений, в ознаменование службы в этом ведомстве генерала. В день столетней годовщины со дня рождения благодетеля военно-учебных заведений императора Николая I 25 июня 1896 г. высочайше повелено учредить сорок две именные стипендии в основанных императором Николаем Павловичем кадетских корпусах.
В 1911 г. учреждена стипендия имени генерала от инфантерии Александра Николаевича Ридигера. На проценты от завещанного им капитала в интернате первого кадетского корпуса содержался сверх комплекта один воспитанник под наименованием “стипендиат генерала от инфантерии А.Н. Ридигера”. Таких примеров учреждения стипендий в дореволюционной России можно привести множество, почти все они описаны в “Справочнике, полном и подробном алфавитном указателе приказов по военному ведомству”.
Из госбюджета
В дореволюционной России понятие награждения деньгами включало более широкий круг выплат, чем после 1917 г. В советской России и СССР выплаты именных стипендий производились только из бюджета государства за счет ассигнований одной статьи сметы Министерства обороны. Именные стипендии учреждались постановлениями Совета Министров СССР. Им присваивались имена учредителей (например, Верховного Совета), организаций (Ленинского комсомола), чаще давались имена государственных деятелей, деятелей науки и культуры. Таким образом, в СССР была установлена государственная система стипендий. Это обстоятельство было предметом гордости за достижения в сравнении с дореволюционной Россией и капиталистическими странами, где стипендии устанавливались за счет пожертвований частных лиц, благотворительных обществ, крупными промышленниками, фермерами, банками и т.п. Причем назначение стипендий связывали с различными обстоятельствами стипендиата (политическая “благонадежность”, вероисповедание, последующие условия работы, возврат стипендий по окончании вуза и т.д.).
Самая “дорогая” в стране именная стипендия была учреждена в честь 60-летия И.В. Сталина в 1939 г. К этому времени уже существовал ряд именных стипендий, например, им. В.М. Куйбышева (1935). Даже в военные годы государство изыскивало средства на учреждение именных стипендий. В 1942 г. учреждена стипендия имени великого английского ученого Исаака Ньютона, в 1943-м – имени М.И. Калинина, в 1944 г. – имени академика С.В. Лебедева, в 1945-м – имени А.С. Попова.
В вузы Минобороны СССР именные стипендии распределялись приказом министра обороны. Как правило, на военные академии приходилось в два-три раза больше именных стипендий, чем на высшие военные училища, поскольку в академиях научная работа шла гораздо интенсивнее. На каждое военно-учебное заведение назначались одна или несколько стипендий имени Ленина, а также стипендии имени тех выдающихся людей, в области деятельности которых будут работать выпускники данного вуза. Например, в Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне Военный университет) было девять именных стипендий: шесть – имени Ленина и по одной – им. М.И. Калинина, им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, им. М.В. Фрунзе. А в Московском высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР (Московский военный институт) – по одной им. Ленина, им. М.В. Фрунзе, им. С.М. Буденного. Всего в вузах Министерства обороны СССР в конце 80-х годов была учреждена 21 именная стипендия. Они назначались 470 адъюнктам, слушателям и курсантам.
Понятие “стипендии именные” вошло в Военный энциклопедический словарь как “вид поощрения для лучших адъюнктов, слушателей и курсантов высших и средних военно-учебных заведений”.
157 лучших
Иная система именных стипендий сложилась в Министерстве обороны Российской Федерации в 1990-е гг. Минобразованием и Минобороны России принят ряд мер по выплате именных стипендий дополнительно к месячному денежному содержанию военнослужащих всех силовых ведомств. Размеры именных стипендий постоянно увеличиваются решением Президента и Правительства России.
По числу аспирантов (адъюнктов) и студентов (слушателей и курсантов), удостоенных в 2000 и 2001 гг. стипендий Президента и Правительства России, вузы Минобороны занимают одно из первых мест среди вузов других министерств и ведомств.
Эта характеристика не только количественная, но и качественная. По итогам 2000-2001 учебного года Минобороны и Минобразования провели конкурс кандидатов на получение стипендий Президента и Правительства. В результате тщательного, кропотливого отбора стипендии получили 157 военнослужащих из числа адъюнктов, слушателей и курсантов военно-учебных заведений Минобороны, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, высокие профессиональные знания, умения и навыки. Эти военнослужащие – гордость наших Вооруженных Сил.
Каждый из 30 адъюнктов, удостоенных стипендий, является самостоятельным исследователем, способным решать сложные научные задачи. Например, адъюнкт Военной академии Генерального штаба ВС РФ подполковник И. Саксонов по всем предметам подготовки адъюнкта имеет отличные оценки, выполнил восемь серьезных научных работ по вопросам социологии и политологии, актуальных для практической деятельности органов военного управления.
Адъюнкт Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ подполковник А. Посадский получил опыт практической работы в подразделениях РЭБ в войсках и Сирийской арабской республике, академию окончил с золотой медалью. За время обучения дважды участвовал в конкурсах на лучшую студенческую работу, свой опыт изложил в большой статье в “Зарубежном военном обозрении”, подготовил материалы в две работы, два учебных пособия, подал четыре рационализаторских предложения.
Широкий кругозор в области военных и инженерных наук адъюнкта Военной академии тыла и транспорта подполковника А. Квитко позволил ему стать лауреатом конкурсов научных и студенческих работ, выполнить 9 научных работ, получить 12 положительных решений на полезные модели в области мосто- и туннелестроения.
Среди слушателей военных академий и военных университетов Министерства обороны те, кто добился значительных успехов в учебе и научной деятельности: подполковник М. Болбат (Военный университет радиационной, химической и биологической защиты), полковник А. Болгарский (Военная академия РВСН), майор В. Грудко (Военно-инженерный университет), полковник А. Гуров (Военная академия Генерального штаба ВС РФ), капитан А. Кушнир (Военный университет), капитан Р. Равлык (Военно-воздушная академия), капитан 2 ранга Г. Синельников (Военно-морская академия), подполковник А. Ушакин (Военная академия тыла и транспорта). Замечательный пример офицерам-мужчинам показывает слушатель Военного университета капитан Татьяна Губанова (на нижнем снимке, стр. 4), отличающаяся пытливым , аналитическим умом, живым интересом к науке. Она награждена дипломом Минобразования на Всероссийском конкурсе студенческих работ.
Тысячи молодых людей ежегодно поступают в военно-учебные заведения Минобороны. Многие уже в стенах вузов проявляют незаурядные способности. Из них вырастают будущие талантливые командиры, руководители воинских коллективов, военные специалисты и научные работники. Среди тех, кем мы можем по праву гордиться – курсанты О. Грехов (Челябинский военный автомобильный институт), Е. Суслов (Военный автомобильный институт, на снимке), С. Микитюк (Военный университет), А. Гнутиков (Саратовский филиал Военного артиллерийского университета), А. Мартьянов (Московский военный институт, на правом снимке, стр. 4), А. Вавилов (Вольский филиал Военной академии тыла и транспорта).
Особенно хочется отметить представительниц прекрасного пола в армейской форме. Курсантам Н. Соколик, Е. Александровой и Н. Спиридоновой (Новочеркасский военный институт связи), курсанту Е. Михно (Саратовский военный институт РХБ защиты), Ж. Широковой (Военный университет войсковой ПВО ВС РФ) за выдающиеся способности в учебной и научной деятельности назначены специальные государственные стипендии Правительства РФ. Сержанту Т. Петровой (Саратовский военный институт РХБ защиты) назначена стипендия Президента РФ. Она – активная участница конкурсов студенческих работ, ее научная статья опубликована в журнале “Прикладная химия”. А кроме этого сержант Петрова умело поддерживает воинский порядок в подчиненном подразделении.
Эти имена – малая часть из весьма солидного списка стипендиатов 2001-2002 учебного года. В рамках газетной публикации невозможно назвать всех, хотя каждый из стипендиатов заслуживает добрых слов. Их труд, усердие, опыт, человеческие качества снова и снова подтверждают: у армии России есть будущее.
Полковник Александр КРАСИЛЬНИКОВ,
Управление военного образования
Министерства обороны РФ,
сержанты Алексей и Юрий МУХИНЫ,
Военный университет
Комментарии