У каждой образовательной организации (конечно, не только образовательной) есть свои традиции, свое лицо, своя атмосфера. И значение этого феномена огромно. Взросление каждого человека происходит в школе. И если кто-то считает, что ученики приходят в школу лишь затем, чтобы ответить выученный урок, получить оценку, выслушать новую тему и получить новое задание, то он ничего не знает о школьной жизни.
…А это именно жизнь. Насыщенная переживаниями, взаимоотношениями, радостями и горестями. И путь этот проживают не только взрослеющие школьники, но и педагоги, находящиеся с ними «в одной лодке». Ежедневные столкновения интересов, настроений, взлетов и неудач.От чего зависит общая атмосфера, которая задает движение этой лодки? Ответить на этот вопрос сложно, потому что многие самые важные составляющие скрыты и остаются «за кадром», и некоторые из них невоспроизводимы, так как замыкаются на конкретных людях с их харизмой и энергетикой. Индивидуальный характер имеет каждый класс, хотя он складывается из отдельных и совершенно разных детей.Выпускники и родители нашей гимназии отмечают особый гимназический дух, о котором в городе ходят легенды. Часто думаю об этом и стараюсь понять, что является его основой. Бесспорно, атмосферу создают взрослые. Они не делают этого специально, просто они так живут. И считают свое дело важным, и стараются сделать его хорошо, и держат высокую планку внутреннего стандарта качества своей работы. И постоянно учатся сами. Порой ошибаются, спорят, сомневаются и умеют осуществлять глубокую внутреннюю работу.Недавно в гимназии состоялись V Открытые педагогические чтения памяти основателя и первого директора гимназии И.Б.Ольбинского. В гостях у нас были педагоги не только из Подмосковья. Очень насыщенная программа, двухдневные слушания, выступления, обсуждения, дискуссии. И опять гости постоянно говорили о нашей атмосфере.С сообщениями выступали все педагоги гимназии. Представляли свой опыт. И я как директор могу сказать, что нам есть чем гордиться: каждый доклад – отдельная проблема, а не просто отчет о проделанной работе. Важно, что есть заинтересованная аудитория и опытные эксперты, которые задают порой каверзные вопросы. И учителя гимназии достойно на них отвечают. В этой ситуации они и авторы, и ученики. Коллектив работает слаженно, поддерживая друг друга. Каждый учитель – сложная, многогранная личность. Работать в таком окружении непросто, но очень интересно. Каждый ощущает ценность собственного профессионализма и профессионализма коллег. И это великий ресурс для того, чтобы ощущать радость от взаимодействия. Думаю, что этот опыт и есть важная часть нашей атмосферы.На днях получила очень ценную для меня оценку нашего коллектива, которая прозвучала так: «Люди у вас настоящие». Это потому, что мы не просто приходим на работу, чтобы обеспечить себе жизнь после трудового дня, мы проживаем в гимназии внушительную часть нашей жизни. И у нас получается создавать условия, в которых, несмотря на возникающие разногласия, горести от неудач, у каждого возникает ощущение значимости происходящего и собственной личности, взаимной поддержки и ценности общего дела.Удивительно, что не всем удается погрузиться в эту атмосферу: быть настоящим, испытывать чувства и делать хорошо то, во что веришь, на самом деле затратно. Не все новые сотрудники приживаются у нас и принимают наши правила, главное из которых – постоянная внутренняя работа по выстраиванию собственной личности. Редко, но бывает, что и ученики возвращаются в те школы, из которых ушли (у нас учатся дети с 7-го класса). Но я думаю, что только такая жизненная стратегия дает человеку основания для ощущения полноценности жизни и внутреннего психологического здоровья.Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область
Комментарии