Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского начала свой путь в 1920 г. от Московского авиатехникума. В ее стенах учились космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, генеральные конструкторы С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, А. Я. Яковлев, академики И.И. Артоболевский, И.И. Привалов, маршалы авиации Ф.А. Астахов, Г.А. Ворожейкин, главные маршалы авиации К.А. Вершинин и Н.Ф. Жигарев.
О вузе рассказывает заместитель начальника академии по научной работе, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Виталий ЕФИМОВ:
– Ученые и научные школы академии внесли весомый вклад в становление России, как великой авиационной державы. В ней подготовлены тысячи авиационных инженеров, более трех тысяч докторов и кандидатов наук, в том числе и для 20 зарубежных стран. Нет ни одного современного военного самолета или вертолета, в которых не были бы в той или иной степени реализованы идеи наших ученых. Нет ни одной войсковой части, научно-исследовательской организации, конструкторского бюро или авиационного вуза России и стран СНГ, где бы ни трудились инженеры и ученые – воспитанники академии.
В настоящее время у нас плодотворно трудятся около 600 докторов и кандидатов наук. Только доктора наук составляют более 75% общей численности ученых высшей квалификации в ВВС.
Для обучения используется около 10000 единиц оборудования и техники, из которых 150 уникальны, 30 типов самолетов и вертолетов, 40 типов авиационных двигателей, около 120 разнообразных ракет, современные тренажеры и более 700 персональных ЭВМ. К числу уникальных хотелось бы отнести и Монинскую учебно-аэродромную базу, располагающую всеми видами самолетов, а также Ногинский полигон, позволяющий оценивать эффективность средств поражения на больших скоростях.
-Виталий Александрович, какими достижениями в науке и технике знаменита ваша академия?
– Об этом можно говорить долго и много. В далеком 1910 г. ученые нашей академии изобрели вертолет одновинтовой схемы. В 1920 г. разработана бортовая радиостанция. В 1929-м выпускник нашей академии создал первый советский парашют летчика ПЛ-1, длительное время находившийся на вооружении ВВС. В 1934 г. выпущен первый в мире истребитель-биплан с убирающимися шасси. Около 30 лет потребовалось для разработки новых средств антикоррозийных, высокотемпературных и высокопрочных защитных покрытий, позволивших увеличить ресурс силовых установок самолетов МиГ-29, Су-27, Ту-160 и получить большой экономический эффект от их внедрения. В начале 60-х был создан первый образец самолетного лазерного дальномера, принятого в дальнейшем на вооружение самолетов МиГ-29, Су-27 и Су-25.
Также хотелось бы отметить тот факт, что ученые академии разных поколений придавали большое значение созданию научно-технической продукции двойного назначения, используемой как в интересах обороны, так и в народном хозяйстве. Тому пример – работа самого Жуковского «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах», переведенная впоследствии на все языки мира.
– По каким специальностям ведется обучение в академии?
– Наш вуз готовит инженеров по следующим специальностям: техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; робототехнические системы авиационного вооружения; электроника и автоматика; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; метрология; техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, а также средств РЭБ. В структуру академии входят: 6 факультет летательных аппаратов, профессорско-преподавательский состав которого активно работает над совершенствованием новых боевых самолетов; факультет авиационного вооружения, решающий важнейшие проблемы, связанные с его разработкой, внедрением, испытаниями и боевым применением; факультет авиационного оборудования, который вносит значительный вклад в развитие электрооборудования самолетов, систем навигации, воздушной разведки и обработки изображений; факультет радиоэлектронного оборудования, готовящий специалистов в областях радиоэлектронной борьбы, поисково-спасательных систем, систем управления, наведения и целеуказания, а также систем мониторинга окружающей среды.
– Каковы критерии отбора поступающих?
– Отбор кандидатов проводится приемной комиссией и включает в себя проверку годности по состоянию здоровья и вступительные испытания, состоящие из определения категории профессиональной пригодности и оценки уровня общеобразовательной подготовки по математике (письменно), физике (устно), русскому языку (письменно) и физической подготовке.
Комментарии