Анна ХАЛЕВА, начальник Зеленоградского окружного управления образования: – Подготовку к конкурсу «Учитель года Москвы-2009» мы начали в этом году с проведения коллегии, на которой обсудили результаты проведения конкурсов в прошлые годы. В целом было отмечено, что за последние восемь лет в округе сложилась определенная система проведения конкурса. В принципе в Зеленограде создана команда педагогов, которая постоянно ведет поиск новых форм и методов организации конкурса.
Но мы выявили и некоторые проблемы. Прежде всего, число участников год от года возрастает, но, к сожалению, уровень профессиональной и методической подготовленности, грамотности некоторых конкурсантов все же остается недостаточно высоким. Это проблема. Еще одна из проблем – то, что, на наш взгляд, конкурсные мероприятия показали психологическую неготовность некоторых конкурсантов к публичным мероприятиям. Мы знали об этих педагогах как об очень хороших учителях, их любят и родители, и ученики, но тем не менее такая психологическая неготовность к публичным выступлениям у них была. Мы отметили также и недостаточную вовлеченность администрации некоторых образовательных учреждений в процесс подготовки участников конкурса. Например, в некоторых случаях было слабое взаимопонимание между конкурсантами и руководителями образовательных учреждений, то есть никакой поддержки конкурсантам такие руководители ОУ не оказывали, конкурсант оставался наедине с собой. Кроме того, мы выявили явную незаинтересованность некоторых руководителей ОУ в привлечении лучших и талантливых педагогов к участию в конкурсе из-за боязни (как ни банально это звучит) их потерять. В рамках нашего небольшого округа такие учителя сразу становятся заметными фигурами, и многим из них, конечно же, после конкурсных испытаний предлагают более интересные места в других образовательных учреждениях.
Исходя из всех выявленных проблем, мы сегодня уже можем говорить о традиционных моментах в организации конкурсного движения. Как и в других округах, мы начинаем подготовку конкурсантов с курсов психолого-педагогической поддержки участников профессиональных конкурсов, которые проводят члены жюри. Обучение на курсах заканчивается акцией «Учителя года – учителям Зеленограда», эта акция традиционно поводится у нас с приглашением победителей профессиональных конкурсов других округов на базе школы №1151, где директором работает победитель конкурса «Учитель гола Москвы-1996» Игорь Агапов.
Для привлечения наибольшего числа участников идет постоянная смена базовых школ, в которых проходят учебные занятия первого и второго туров окружного этапа. Мы это делаем намеренно. Заключительный этап в течение последних восьми лет в обязательном порядке становится выездным.
На выездном этапе представляется возможность руководителям образовательных учреждений ознакомиться с содержанием конкурсных испытаний. В прошлом году мы вывозили в один из дней директоров школ на это мероприятие, в этом году – заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, с тем чтобы они сами смогли погрузиться в содержательный аспект конкурса. Это оказалось, на наш взгляд, очень важным для директоров и их заместителей: самому увидеть то, что должны выполнить конкурсанты, поучаствовать вместе с ними в конкурсных мероприятиях. Ведь для некоторых руководителей ОУ в полном смысле этого слова оказалось открытием то, что конкурс не развлекательное мероприятие, а действительно настоящая школа повышения профессионального мастерства.
Выездной семинар у нас совмещается с окружным финалом профессионального конкурса «Учитель года Москвы». Надо сказать, что на протяжении последних четырех лет при подведении итогов конкурса у нас используется технология опережающего рейтинга (автор технологии – Игорь Агапов). Эта технология в этом году была использована и на городском финальном испытании конкурса «Педагогический дебют-2009», она была у нас поставлена на компьютерную основу, что значительно технически упростило процедуру оформления итогового протокола.
Итоги всех дочерних конкурсов подводятся на ставшем уже традиционным конкурсе «Педагог Зеленограда». В этом году впервые была выделена номинация «Дебют», в которой участвовали молодые специалисты. Мы считаем важным, что оценку участникам конкурса у нас дает и детское жюри, в состав которого входят учащиеся педагогических классов. Кроме этого, у нас начала реализовываться идея двухгодичности, когда на втором этапе около 20 конкурсантов изъявили желание участвовать в конкурсе на следующий год.
Начиная с этого года мы проводим цикл семинаров для директоров ОУ: два раза в месяц (по средам) в рамках «Дня руководителя», где образовательное учреждение представляет программу развития учреждения, предусматривается проведение не менее десяти уроков с их анализом, который делает методист окружного ОМЦ. Это тоже, на наш взгляд, способствует выявлению талантливых учителей, обобщению и распространению их опыта.
По итогам конкурса у нас всегда издается приказ, все руководители, методисты, организаторы поощряются. Второй год мы готовим видеоролик об участниках и победителях окружного этапа конкурса, показываем его на августовских мероприятиях, передаем в образовательные учреждения. В этом году мы разрабатываем положение о символике окружного этапа конкурса, объявлен конкурс на разработку дизайна и памятных табличек для кабинетов победителей окружных педагогических конкурсов. Мы гордимся, что в нынешнем городском финальном конкурсе участвовали наши учителя русского языка и литературы Наталья Филимонова и Дмитрий Булгаков, учитель физики Елена Полтанова.
Комментарии