search
main
0

Им свойственно истинное чадолюбие

В недавние времена роль детского сада оказалась приниженной, упрощенной, воспитание в нем сводилось к более простым задачам: присмотреть за детьми, чему-то научить. Но настоящие педагоги дошкольных учреждений уверены, что их назначение более ответственное – готовить ребенка к жизни. В этом уверены педагоги центра развития ребенка – детского сада №69. Они считают, что ребенка необходимо воспитывать в соответствии с его природными особенностями. В отношении с малышами они выбрали тот бережный тон, о котором писал немецкий педагог Фридрих Фребель, который считал, что детский сад должен укреплять тело ребенка, разумно знакомить его с природой, с человеческим обществом, правильно руководить его сердцем и душой и вести его к единению с самим собой.

Детскому саду в будущем году исполнится тридцать лет. А это значит, что здание его довольно старое, нетиповое. И потому оно вряд ли может отвечать современным требованиям. Но это не так. Когда мне показывали садик, я ни разу не вспомнила о его солидном возрасте: просторные, светлые комнаты для игр, а сами игры, игрушки разнообразные, привлекательные для детей, самые современные и обычные, которые радовали ребенка во все времена. Спортивный и театральный залы. А в музыкальном – две противоположные стены из стекла, и в эти огромные окна заглядывают ветви деревьев и солнце. Уют поистине домашний, гостеприимный.

Этот садик привлекает родителей и детей из других микрорайонов. Их, впрочем, привлекает не столько внутреннее благоустройство, сколько безграничная любовь к детям всего педагогического коллектива.

Основными моими собеседниками были заведующая детским садом Людмила Владимировна Салтанова, старший педагог Юлия Андреевна Гладкова и психолог Наталия Михайловна Баринова. Они говорили о своих воспитанниках с таким теплом, с такой нежностью, с какой, пожалуй, могут говорить о ребенке матери или близкие его родственники. Слушаешь их и убеждаешься, что и в самом деле этим педагогам свойственно настоящее, а не показное чадолюбие.

Главная особенность центра развития – в нем подобраны педагоги и воспитатели с единым взглядом на развитие детей: индивидуальный подход к каждому, раскрытие способностей и дарований каждого. У них всегда приподнятое настроение. Они всегда приветливы и благожелательны. Здесь с малышами говорят тихо, почти шепотом, потому что громкие звуки не только оскорбляют слух малыша, но и травмируют его психику. Все педагоги имеют специальное педагогическое образование, многие даже закончили два факультета, один из них – психологический. Две трети коллектива имеют высший квалификационный разряд. Людмила Владимировна довольна и своим замом, и медсестрой Светланой Давыдкиной, которая постоянно работает с каждым родителем. Она беседует с ними по вопросам питания, гигиены, профилактики заболеваний. Они восхищены ее знаниями и ее заботой о здоровье детей.

Дети болеют редко, потому что и воспитатели, и родители выполняют все требования медсестры. Посещаемость детского сада у них высокая, дети остаются дома только по болезни, а не потому, что так захотели. Вырабатываются дисциплина, обязательность, которые пригодятся и в школе, и во взрослой жизни.

Заведующая в отличие от многих других своих коллег озабочена не тем, как набрать детей в группу, а тем, как удовлетворить всех желающих попасть в этот детсад, которых даже в начале 90-х годов, когда многие садики из-за отсутствия воспитанников закрывались, было больше чем требовалось.

Сегодня в этот детский сад просятся родители и из самых дальних от него микрорайонов. Однажды на родительское собрание, устроенное для родителей будущих воспитанников, пришел папа из района, расположенного по ту сторону Каширского шоссе. В конце беседы Людмила Владимировна его предупредила: «Вам из-за утренних пробок на дороге очень трудно будет добираться до нашего садика». На что он сказал: «После того, что я здесь увидел и услышал, еще больше утвердился в том, что именно у вас моему ребенку будет хорошо и комфортно, а если возникнут трудности, я готов даже поменять место жительства».

Каждый ребенок окружен повседневной заботой. На каждого составлена индивидуальная карта развития, выработаны индивидуальные подходы, индивидуальные рекомендации психолога. Когда приходит новый ребенок, то обязательно составляется социальный портрет семьи. Педагоги и психолог стараются изучить особенности отношений в каждой семье, взаимоотношения детей и родителей. Ведь нередко детские проблемы берут свое начало именно в семье.

Все эти годы коллектив детского сада дружит с учеными, работающими по проблемам дошкольного воспитания. Здесь была открыта первая в Москве экспериментальная площадка по внедрению программы «Детский сад – дом радости». Очень давнее сотрудничество у педагогов с центром «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Сегодня в саду работает городская экспериментальная площадка по вопросу становления ровеснических отношений в старшем дошкольном возрасте. Содружество с учеными помогает детскому саду №69 развиваться в соответствии с новейшими достижениями педагогической науки и требованиями времени, которые совсем не похожи на те, что выдвигались два десятилетия назад.

Педагогический коллектив разработал несколько комплексных программ: «Детский сад – дом радости», «Юный эколог», «Я – человек». Последняя направлена на воспитание у ребенка мировоззрения: своего видения мира, своей картины мира. Цель ее – сформировать у ребенка представление об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их деятельности, их правах и обязанностях.

Весь коллектив детского сада живет и работает, исповедуя 10 заповедей педагога, которые они сами создали.

Второй дом

В детском саду ребенок обычно находится по десять часов ежедневно, с 7 утра до 7 вечера. Это для него на самом деле второй дом, но так его можно назвать не за длительность пребывания, а за то тепло, уют, любовь воспитателей, нянечек, всего персонала, которыми окружены питомцы детского сада №69.

Излишняя опека, постоянные запреты, требование безропотного выполнения своей воли – такие методы воспитания в этом детском саду отвергнуты, потому что лишают детей необходимости самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, самим искать нестандартное решение какой-то ситуации.

Понять каждого ребенка педагогам помогает психолог Наталия Михайловна. Она знает особенности каждого малыша, каждой семьи. К ней обращаются и родители, дети которых не посещают детсад. Для них открыт консультативный пункт, в который обращаются родители и из других микрорайонов. Они здесь получают квалифицированную помощь психолога и педагога.

Каждая группа в этом детском саду отличается своей спецификой: «Дом радости», логопедическая, группа кратковременного пребывания.

Дети любят конкурсы, выставки, соревнования. Это настроенность на состязание при соблюдении дружеского настроя к предполагаемому «сопернику» тоже воспитывается в детском саду. В этом году прошел конкурс, посвященный юбилею детского писателя Корнея Чуковского. Тут были и инсценировки, и арии из опер по мотивам его сказок, песни, рисунки. Жюри, состоявшее в основном из родителей, оценивало показанные детьми номера, иллюстрации к произведениям.

Дети и педагоги с удовольствием рассказывают об одной акции, она называлась «Подарим фруктовый сад детям». В большом и ухоженном дворе садика был пустынный участок. Ребята и воспитатели долго думали и обсуждали, как его использовать, как сделать красивым. И вот сообща, причем, естественно, и с участием родителей решили посадить на нем фруктовые деревья. Каждая группа сажала свою аллею: сливовую, яблоневую, вишневую. И теперь все ухаживают за своими саженцами.

Популярностью у малышей пользуется кружок, который называется «Крестики-нолики», его ведет Ольга Георгиевна Фандеева. Это занятия познавательного характера, которые проходят в рамках основного, а не дополнительного образования. Есть свой театр. Он особенно благотворно влияет на развитие детей.

В специальном кружке готовят детей к учебе. Выпускникам детского сада №69 все школы микрорайона, в том числе и знаменитое «Созвездие», отдают предпочтение. Эти дети отличаются хорошо развитым для их возраста интеллектом, умением общаться, они эмоционально настроены на учебу, обладают достаточным уровнем развития мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти.

Недавно в Москве проходил интеллектуальный марафон для дошкольников, в котором участвовали воспитанники детсада №69 в составе команд Южного округа. Высший балл по всем заданиям получили они.

Подготовку к детскому саду малыши проходят в группе кратковременного пребывания, поэтому готовность к детскому саду при поступлении в него примерно у всех одинаковая. Даже дети, которые не прошли такую специальную подготовку, довольно быстро подтягиваются до общего уровня благодаря умелому индивидуальному подходу педагога к каждому ребенку. С проблемными детьми, с особым эмоциональным, сенсорным развитием, воспитатели, психолог проводят занятия по утрам, для этого родители приводят их немного пораньше, пока не пришли остальные.

Зато выпускают ребят примерно одинакового уровня. И здесь опять следует подчеркнуть, что таким достижениям способствует высокий уровень квалификации воспитателей, их творческий настрой.

Коллектив педагогов разработал концепцию нравственно-патриотического воспитания детей. Малышей знакомят с символикой государства. Они хорошо знают многие памятники Москвы. Если едут с родителями на отдых в какой-то уголок страны, то обязательно привозят оттуда целые альбомы снимков. Детей регулярно водят в музеи и чаще всего, пожалуй, в Третьяковскую галерею. А недавно во дворе садика прошел конкурс детского рисунка патриотического содержания. Ребята рисовали Кремль, столичные храмы. Когда конкурс закончился, дети встали в кружок и начали скандировать: «Россия, Россия!». Воспитатели сами не ожидали такого финала.

Союзники, партнеры

и друзья

Родители здесь вовлечены в общий процесс воспитания детей. И эта вовлеченность не сводится лишь к ежедневным коротким беседам, рекомендациям со стороны воспитателей. Папы и мамы – активные действующие лица на ниве, где растут, развиваются их дети. Старший воспитатель Нина Андреевна, которая учится в аспирантуре и готовит диссертацию.

Родители на равных участвуют в общем педагогическом процессе. Без них не обходится ни одно большое и даже маленькое событие. Стал традицией праздник, посвященный окончанию учебного года, на который приглашаются все педагоги, родители и дети. Все друг для друга устраивают веселую встречу. Все, что было особо важным, интересным в течение года, каким-то образом здесь отмечается, презентуется.

Скажем, кто-то из педагогов получил высшую квалификационную категорию, и ему вручаются памятные сувениры, поздравления в стихах, дипломы, памятные письма. Во время такой встречи родители лучше узнают педагогов, их возможности, их достижения.

Этот праздник называется «Так здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Родителям нравится такого рода общение. Кстати, отличаются и сами родители, потому что среди них много таких, которые активно помогают детскому саду, чтобы он становился еще комфортнее и благоустроеннее. И это видно по ухоженному зданию, которому, повторяю, немного-немало почти три десятка лет.

Родители вместе с педагогами сплотились в единый дружный коллектив. Они не зрители, не гости, а участники детсадовской жизни своих детей. Специально к этому празднику они готовят свои художественные номера, поют под гитару. И все здесь ощущают себя одним коллективом, потому что у них общее дело – воспитание детей. Родители вместе с воспитателями разделяют ответственность за то, какими будут их дети после выпуска из детского сада.

– Очень приятно было ощущать, – делится впечатлениями об этом празднике психолог Наталия Баринова, – что мы все вместе, все мы единомышленники.

У Наталии Михайловны есть свое любимое детище – родительский клуб «Вершки и корешки». Это интересные живые семинары. Устраиваются игры, в которых родители сами оказываются в роли ребенка. Они таким образом лучше начинают понимать своего малыша, его проблемы. И уже после первого занятия папы и мамы захотели бывать на таких общениях с психологом, потому что им интересно и полезно, и даже увлекательно, ведь это не скучные лекции на темы воспитания и не нравоучения, как надо и как не надо воспитывать своего ребенка, а погружение в педагогику, постижение педагогических секретов. Это ненавязчивая педагогическая учеба родителей.

Лучше узнать детей Наталии Михайловне помогает анкетирование. Например, ребятам был задан такой вопрос: «О чем ты мечтаешь?». И дети отвечали очень откровенно, делились какой-то своей тайной мечтой, о которой нередко родители даже не подозревали. Один мальчик мечтал научиться считать до миллиона, кто-то хотел получить в подарок мобильный телефон, кто-то мечтал, чтобы сестричка поскорее выздоровела, а кто-то мечтал о том, чтобы у него был маленький братик. Родители, прочитав эти откровения, просто растворились в этих детских желаниях, оказалось, что они не до конца знают и понимают своих детей. И таким образом психолог Наталия Михайловна настраивает родителей на волну детских желаний, детских представлений о счастье, их радостных ожиданий. В вестибюле детского сада есть одна интересная выставка, которой они гордятся – это «галерея многодетных семей».

– Мы решили, – рассказывает Наталия Михайловна, – обратить внимание других родителей, что это прекрасно, когда семья большая, когда воспитывается сразу много детей.

На этой выставке не только фотографии многодетных семей. Есть мини-интервью с детьми из этих семей. Им задавались самые простые вопросы: что такое семья, кто в семье главный, сколько у тебя будет детей, когда ты вырастешь. Ответы были очень интересные, милые, забавные и в чем-то даже серьезные, которые побуждают взрослых о чем-то задуматься. Эти интервью вызвали интерес не только у педагогов и родителей, но и у самих детей. Такая форма общения – через интервью – используется и на сайте детского сада, на котором рассказывается о работе его, даются ответы специалистов на вопросы родителей, в том числе и тех, дети которых не посещают этот детсад. Здесь же публикуются детские интервью, где родители выступают в роли корреспондентов. Это делает работу детского сада очень живой и видимой для многих людей. Так взрослые и дети привыкают жить в мире детских чувств и интересов.

Есть еще одна выставка – снимков детей, которые тоже рассказывают, как живется в этом теплом доме малышам. Фотографии фиксируют разные моменты из жизни воспитанников: на занятиях, во время общения, на прогулке. Объектив запечатлевает именно такие моменты, когда на детских личиках отражаются самые разные переживания. К снимкам придумываются забавные, шутливые подписи. Дети, родители всегда ждут, когда появятся новые фотографии. И это тоже помогает привлечь внимание последних к миру детских чувств и переживаний. Педагоги очень хотят, чтобы папы и мамы тоже смогли постичь этот сложный и загадочный внутренний мир ребенка.

Как взаимодействуют воспитатели и родители многодетных семей? В таких семьях тоже случаются проблемы, однако, пожалуй, они легче решаются, нежели в тех, где один или два ребенка. Воспитатели умело используют их бесценный семейный опыт в работе с другими родителями, которым те делятся в родительском клубе.

Многодетная семья – это замечательно, не устают повторять педагоги детского сада №69. Часто все родители собираются вместе и общаются в неформальной обстановке. Вот мама одного- единственного ребенка рассказывает о том, как она решает многие типичные проблемы, которые возникают у нее при общении с малышом, и тут же она спрашивает одну из многодетных мам: «А как у вас это делается?»

Проблемы возникают у всех без исключения детей, у всех бывают свои трудности. В чем-то педагогам детсада легче с ребятами из больших семей, потому что они более общительные, более открытые.

Конечно, примеров для подражания многодетным семьям пока немного. Но один Людмила Владимировна вспомнила. Однажды пришла к ней мама девочки, с которой возникали некоторые трудности, потому что она была одна в семье, центром ее, вокруг которого вращались все взрослые. И вот эта мама сообщила радостную весть: «А мы ждем второго ребенка». Она видела, как хорошо ее девочке, когда она общается с другими детьми, и как одиноко дома, когда рядом только взрослые.

Родительские собрания здесь тоже проходят необычно. Они вовсе не похожи на собрания. Это встречи друзей, единомышленников. Причем присутствуют не только воспитатели, но и специалисты, которые обычно тщательно к этому готовятся. Раньше такие встречи проводили довольно редко, теперь они бывают почти ежемесячно, потому что есть такая потребность, обе стороны почти постоянно чувствуют, что им есть что обсудить, есть о чем поговорить, решить какие-то вопросы. И самое удивительное, что такие встречи порой затягиваются допоздна: многое, что касается детей, даже таких маленьких, не допускает поспешности, быстрых решений.

На такие встречи нередко приходят все взрослые члены семьи. Специально устраиваются встречи для одних пап. И формы встреч бывают разные: то в виде викторины, когда, скажем, вся семья, в том числе и дети, решают задачи, например, познавательного характера. То в виде вопросов и ответов, тренингов.

Благодаря таким встречам, по мнению Людмилы Владимировны, родители научились говорить, правильно и четко излагать свои мысли. Они не стесняются что-то спросить у педагога, психолога, заведующей. И особенно радует, что большинство воспитателей может ответить почти на все даже довольно сложные вопросы.

Без взаимодействия с родителями воспитатели, весь педагогический коллектив, считает Людмила Владимировна, не смогли бы решить тех задач, которые стоят перед ними.

Родителей порой ставят в такую ситуацию, когда они должны спросить себя: а для чего я это делаю? С родителями ведут, скажем, такую беседу: вот вы купили для сына или для дочери игрушку, подумайте: зачем? Например, один папа купил ребенку монстра. И воспитатель его спрашивает: а зачем, какая у вас цель? А мама одной девочки сообщает: недавно я купила для дочки очень красивую куклу для того, чтобы у девочки развить инстинкт материнства, чтобы она, повзрослев, стала хорошей мамой, заботливой дочерью. А папа, который купил монстра, засмеялся и сказал: «Я не знаю, зачем я его купил». Потом добавил: «Ну если думать о целях, то страшно подумать, как это может повлиять на мальчика». И потом, обсуждая эту проблему, родители пришли к выводу, что веяние страшилки может навредить ребенку. И согласились, что, покупая игрушку, нужно подумать: для чего она ребенку, какие положительные или отрицательные эмоции она может вызвать.

Многие воспитатели тщательно разрабатывают конспекты занятий в своей группе, конспекты досуга, конспекты родительских занятий, совместных мероприятий с родителями и детьми.

Специально для родителей педагоги разработали памятку «10 шагов, чтобы стать хорошим родителем». Среди них такие: «Любовь – это самая важная потребность для детей»; «Даже при самых любящих и внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения или запреты»; «Хвалите и одобряйте своих детей»; «Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека».

Этими истинами в полной мере владеют сами воспитатели детского сада №69 и служат примером для родителей своих питомцев.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте