search
main
0

Им нужно совсем другое. Многие взрослые предпочитают откупаться от детей. Не только от чужих, даже от своих собственных

Сегодня в связи с принятием пресловутого «закона Димы Яковлева» значительная часть общества вспомнила о брошенных детях и в меру сил решила поучаствовать в решении проблемы. И это хорошо: внимание дело нужное и полезное не столько даже для детей, сколько для взрослых, для их душ. Одного боюсь – не свелось бы все к кампанейщине, как сводятся у нас любой общественный интерес и любое внимание. Не стоит идти к детям тяжелой судьбы ради галочки, ради того, чтобы сказать знакомым: «Я тоже был, я тоже участвовал…» Даже если вы идете в детский дом или школу-интернат с самыми благими намерениями, помните: этим детям не нужны разовые акции. Им не нужны дорогие подарки – компьютеры, плееры, дорогие игрушки и гаджеты, – этим вы им только навредите. Больше всего на свете им нужно общение с нормальными людьми из нормального мира, им нужно знание реальной жизни, в которую они, повзрослев, смогли бы безболезненно вписаться, в которой бы нашли себя, словом, больше всего им нужна социализация. Я пишу банальнейшие вещи, потому что их, оказывается, понимают далеко не все взрослые. Потому что не все взрослые – взрослые, некоторые так и остались детьми, инфантильными девочками и мальчиками.

Интересно, что и в головах воспитанников социальных учреждений тоже сложился определенный сценарий в духе Голливуда. Вот его краткое содержание: откуда ни возьмись появляется добрый джентльмен или дама, непременно богатые, бездетные или потерявшие единственного сына или дочь в результате несчастного случая, мечтающие осчастливить сироту, потерявшего (не имевшего) родителей. Дальше этого хеппи-энда дети не заглядывают. У взрослых немного другой сценарий, потому что в главной роли они сами, а дитя, скромное, осчастливленное и непременно благодарное, чуть в сторонке, на второй позиции.Не нужно быть прозорливцем, чтобы понять: в жизни такого не бывает. Не может быть, потому что не может быть никогда. Потому что люди состоятельные – а они, как правило, весьма расчетливые и практичные – могут взять только маленького ребенка, из роддома или дома малютки. Они сделают такой выбор, потому что не хотят усложнять себе жизнь. Детей постарше, обремененных детдомовским опытом и дурными привычками, а тем более подростков, берут в основном люди небогатые, часто многодетные. Они добрые и заботливые, но… совсем не похожи на героев выдуманной мыльной оперы. Они не сорят деньгами, не возят бывших детдомовцев по дорогим магазинам, не заглядывают подобострастно в их глаза. Они предлагают дружбу, а не материальное изобилие, они приучают к труду, а не спешат выполнять прихоти, они борются (с переменным успехом) с иждивенческими привычками и сомнительными замашками, они стараются дать приемному ребенку «удочку», а не «рыбку». Они ни на минуту не забывают о том, что маленькому человеку, которого они взяли в свою семью, придется жить дальше самому и рассчитывать только на себя. Потому что приемные родители небогаты и невечны, потому что государство при достижении ребенком 18 лет (изредка 21 года) снимет с себя всю ответственность. Хорошо, если даст квартиру. Но уж точно не проследит, что с ней станет через год-два. Хорошо, если даст профессию. Но уж точно не заставит работодателя обеспечить бывшую сироту рабочим местом и социальными гарантиями. Это государству не интересно, оно считает, что выполнило свои обязанности перед молодым гражданином. А как сложится его судьба после, уже не важно…А судьбы выпускников интернатов складываются печально по большей части. Привыкшие жить на всем готовом, приученные к тому, что бизнес и церковь откупаются от сирот щедрыми дарами по большим праздникам, не знающие жизни за стенами заведения, не ценящие чужой труд, они очень быстро попадают в объятия криминального мира. Потому что этот мир обещает легкие деньги и красивую жизнь. Девушки чаще всего становятся наркокурьерами, мальчики пополняют ряды воров и воришек. И те и другие очень быстро садятся в колонии и снова живут на всем готовом – им так привычнее, сами они не научены планировать свою жизнь. За них все делали педагоги.Вы думаете, я сгущаю и придумываю? Ничуть. Как-то у меня в гостях был мальчик из интерната, ученик 7-го класса. Для него было большой радостью, когда я разрешила ему самостоятельно зажечь конфорку газовой плиты. Она у меня старая, без саморозжига. Поэтому сначала мальчику нужно было зажечь спичку, а потом поднести ее к конфорке и одновременно повернуть рукоятку. Это оказалось для ребенка делом немыслимой трудности. Две попытки закончились неудачей, а третья успешно завершена была только с моей помощью – рукоятку я поворачивала сама. Потом мой гость самозабвенно резал огурцы, картошку и колбасу для салата, почистил и лук. «Как же, – говорит, – салат без лука?» Было видно, какое для него удовольствие делать что-то самому. «У нас есть уроки СБО (социально-бытовой ориентировки), – объяснил он мне свое неумение обращаться с газовой плитой. – Но плиты электрические, безопасные». И ведь мальчику явно повезло – он учится в интернате, где директор, несмотря на все инструкции и требования СанПиН, относится к труду как важной составляющей воспитательного процесса. Дети у него дежурят по палатам, моют коридоры и места общего пользования, накрывают в столовой и убирают территорию. Директор рискует, конечно, но отказываться от труда не собирается. Говорит с юмором, что если бы Макаренко жил в наше время, ему бы не дали работать – его бы замучили штрафами и затаскали по комиссиям и судам. И это скорее всего правда. Хорошо, что кое-где еще остались последователи Макаренко. А во многих школах-интернатах от труда и самообслуживания совсем отказались «во избежание», поэтому дети растут форменными белоручками и иждивенцами. А ведь привычки закладываются в детстве.Лет до 13-14 воспитанников интернатов еще можно увлечь чем-то созидательным: девочек – рукоделием, чтением, музыкой, мальчиков – компьютером, спортом или шахматами. Но потом наступает время, которое педагоги называют «играй, гормон!», и вот тут воспитатели оказываются бессильными перед стихией. Именно в этот период детям нужны понимающая мать и авторитет отца. Нужны дом и своя комната. А в интернате ночью один дежурный воспитатель, хорошо, если один на этаж. А если на три этажа? Что творится в интернатах по ночам, лучше не знать. Раннее растление, малолетняя проституция, скрытое физическое или эмоциональное насилие – это то, о чем многие руководители знают и переживают (ведь педагоги), но предпочитают молчать. Потому что решить проблему в условиях общежития невозможно. Невозможно запереть всех на ключ. Эта проблема снимается только в семье, да и то в наше время с большим трудом.Поэтому на выходе мы имеем то, что имеем. Другой вопрос: хотим ли мы изменить ситуацию. И что мы готовы для этого сделать? Чем готовы пожертвовать?Прежде всего пожертвовать придется покоем и личным временем. Деньгами тоже, но это второе. Если вы решили для себя, что не можете оставаться в стороне, будьте морально готовы к испытаниям. Походы и поездки в интернат не забавное приключение и не увеселительная поездка. Это труд. Душевный, духовный. Вы многое узнаете не только о детях, но и о себе. Что-то станет для вас настоящим открытием. Как начать? Идите к детям не с полными сумками, а с открытым сердцем. Дайте то, что им на самом деле необходимо: внимание и общение. Вещи, если хотите, тоже принесите, но только те, которые им действительно нужны. Для того чтобы это выяснить, не нужно звонить администрации, нужно прийти и поговорить с воспитателями. Они всегда готовы дать доброхотам длинный список, начинающийся варежками и носочками и заканчивающийся резиночками для волос и предметами личной гигиены (да-да, именно прокладками – их во многих интернатах не хватает!). И не носите детям конфет и сладостей – ими они перекормлены. Принесите лучше банку соленых огурцов или помидоров – что-то из домашних солений. Увидите сами – они разойдутся влет! Потому что пища интернатская, хоть и сбалансированная, но очень однообразная и пресная.Интернатским детям не хватает всего, что связано именно с этими понятиями – индивидуальность, личность. У них нет личного пространства, почти нет личной собственности. Даже если есть, она ничем не защищена. Любой старший по положению, а то и сверстник побойчее и понаглее, может ее конфисковать. Но тем не менее иметь что-то свое, отличающееся от того, что есть у других, ребенку необходимо. Он должен продемонстрировать себе и другим, что он личность, что он особенный. Возьмите ребенка на прогулку, идите с ним не только в парк развлечений, в цирк или музей, зайдите в магазин, покажите цены на продукты, расскажите, сколько вы получаете и как тратите получку, как планируете бюджет, что делаете на работе. Предложите что-то сделать вместе. Что-то посадить, посеять, смастерить. Научите ребенка что-то делать своими руками, пусть испытает радость от созидания. Он этого чувства никогда не забудет. Подарок, даже самый дорогой, ребенок сломает, сменяет, потеряет или выбросит со временем, но ваших глаз, направленных только на него, вашего взгляда, полного доброты и внимания, он не забудет никогда. И, может быть, это воспоминание удержит его от падения и поможет остаться человеком.P.S. Когда верстался номер, стало известно о происшествии в Ростове-на-Дону. Маму и папу 16-летнего подростка лишили родительских прав… по их собственной просьбе. Родители не справлялись с сыном-хулиганом. Теперь Артем живет в детском доме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте