У замечательного писателя Вячеслава Пьецуха есть интереснейший рассказ, который советую использовать на уроках литературы. Он небольшой по объему, поэтому может быть прочитан полностью. Это запись в «Книгу жалоб и предложений» продовольственного магазина, сделанная пенсионером Свиридовым.
Конфликт произошел, когда пожилой покупатель пришел в магазин и попросил продавщицу взвесить ему пятьдесят пять граммов «Любительской» колбасы. Свиридов считает это гражданским правом всякого человека – съедать в день именно столько граммов, а не шестьдесят девять, например. Просьба покупателя вызвала возмущение работника прилавка: «Она неожиданно сказала ему несколько таких буйных слов, что Свиридов оцепенел». Вот тут-то и появилось у героя желание выразить свою обиду в письменном виде. Анализ этой записи позволит учащимся несколько иначе взглянуть на возникающие у пожилых людей проблемы и более внимательно относиться к ним. А самые главные из них: проблема своей ненужности, ощущаемая в семье; проблема невостребованности обществом, отсюда проблема одиночества; проблема взаимоотношений с окружающими; проблемы, связанные с плохим самочувствием.
Свиридов считает, что «человек должен быть всесторонне окружен уважением и заботой». Но чувствует ли это сам шестидесятивосьмилетний герой? Родная дочь обзывает его «прохиндеем», отбирает пенсию, настраивает против него внуков, не разрешает залезать в холодильник. Сын, по мнению Свиридова, вор, который, получив высшее образование, работает грузчиком в мебельном магазине и обирает покупателей. Невестка «пьет, как сапожник». Среди соседей нет также хороших людей, кроме разве что пенсионерки Ивановой, вынужденной прятаться от пьяного сына.
Свиридов сообщает, что жизнь его «подхватывала и бросала, подхватывала и бросала». Он переменил множество мест работы и должностей, строил Беломорканал, ездил поднимать целину, был полотером в геологическом управлении, награжден орденом и медалью.
Что же может вспомнить Свиридов за прожитые шестьдесят восемь лет жизни? «…а хорошо помню только то, что я всю жизнь экономил деньги, хотя мне никогда не нравилось это делать». Память плохая стала у пожилого человека, и глаза плохо видят.
Казалось бы, со всем этим можно было бы смириться.
«Но это еще бы и ничего, если бы только меня постоянно не обижали. А то просто собрались все и обижают, и обижают! Товарищи, мне так плохо, что я не знаю! Пишу и плачу!..»
Вот и весь изумительный рассказ Вячеслава Пьецуха, лаконичный и мудрый, где обнажена жизнь простого смертного, такого же, как мы все, с его проблемами, обидами и неустроенностью.
Зададим вопрос восьмиклассникам, почему Свиридов пишет жалобу.
Анастия АГОШКОВА: Он пишет жалобу не только из-за оскорбления продавца, он хочет пожаловаться на собственную жизнь, ищет утешения и сочувствия у того, кто прочитает его жалобу. Свиридов желает, чтобы к нему относились хорошо хотя бы за те поступки, которые он совершил во благо людям.
Андрей ПОТУРОЕВ: Ему обидно, что он старый, болеет и все над ним издеваются. Он не виноват, что экономит деньги и очень мало ест.
Алексей КОРБЕЛЬ: Он пишет о том, что жизнь кидала его в разные ситуации. Он пишет жалобу не на продавщицу, а на свою жизнь.
Кристина ВЕРИЖНИКОВА: Свиридова не уважают, относятся к нему как к ненужному человеку. Герою хочется покоя, понимания, доброты. Он хочет, чтобы хоть один человек пожалел его.
Алексей ФОМИЧЕВ: Ему хочется, чтобы его жизнь и жизнь тех, кого он считает хорошими людьми, стала чуточку лучше.
А каким представляют себе этого героя школьники?
Константин УСМАНОВ: Я думаю, Свиридов – человек лет семидесяти, маленького роста, в бедной старой одежде. Очень несчастный.
Алексей КОРБЕЛЬ: Он невысокого роста, с добрыми и печальными глазами, морщинистым лицом, седыми волосами.
Андрей ФЕТИСОВ: Свиридов – пенсионер. Человек честный, добродушный, незлобный. Пожилой, немощный. За него некому заступиться.
Ольга ПЯТКО: Свиридов вежлив, но если его кто-нибудь обидит, то он может «дать сдачи».
Алексей ФОМИЧЕВ: Человек он вполне порядочный, честный, любит во всем порядок. Он хочет сделать мир лучше.
Ольга СОЛОВЬЕВА: Свиридов – жалкий, потрепанный жизнью человек. Жизнь кидала его из стороны в сторону, она играла им как мягкой игрушкой. Он был не заметным в толпе других людей.
Подводя итоги, попросим ребят выразить свое отношение к герою.
Константин УСМАНОВ: У меня этот человек вызывает большое сострадание, и я не хотел бы оказаться на его месте.
Кристина ВЕРИЖНИКОВА: Мне очень жалко Свиридова, потому что он несчастлив.
Алексей КОРБЕЛЬ: Свиридов – человек старый, много повидавший. Я испытываю к нему чувство жалости, он беззащитный, и его легко обидеть. Его никто не любит, даже сын и дочь.
Ольга ПЯТКО: Мне жалко этого старого человека, так как в свое время он многое сделал для людей. Продавщица могла бы просто вежливо ответить на его просьбу.
Павел ЧЕРНЫХ: У меня возникает чувство жалости к Свиридову, ведь большинство людей, ради которых он живет, не любят его.
Андрей ПОТУРОЕВ: Мне его очень жалко, так как я могу представить, как его жизнь больна не физически, а душевно.
Анастасия АГОШКОВА: Свиридов – затюканный, жалкий, измученный человек. Мне очень жаль его. Он сделал много хороших дел людям, а к нему плохо относятся. Впрочем, в герое сегодня можно узнать многих пенсионеров, ветеранов. Их не понимают, не хотят понять, потому что даже не знают, что пережили эти люди и как им хочется заботы и тепла.
Рассказ прочитан. Мнения учащихся выслушаны. Теперь осталось самое главное: чтобы ребята взглянули на пожилых людей более внимательно, с пониманием и сочувствием к их проблемам. И в этом помог нам рассказ Вячеслава Алексеевича Пьецуха «Жалоба».
Александр ИКОННИКОВ, учитель русского языка и литературы МОУ – лицей № 22, отличник
народного просвещения, Орел
Комментарии