search
main
0

Илья ДУБИН, директор Департамента образования администрации Омска: Мы разучились разговаривать, мы привыкли защищаться

– Илья Владимирович, вы назвали бесценным опыт модернизации? – В общем виде проект модернизации представляет собой бюджетные инвестиции на создание современной инфраструктуры: в 2011 году система образования Омска должна реализовать более 400 миллионов рублей. Главной задачей департамента в 2011-2012 годах стало определение приоритетов для инвестиций по проекту. Другой задачей стала оптимальная легитимная реализация финансовых средств в кратчайшие сроки. Модернизация оказалась проверкой на мобильность и профессионализм специалистов системы образования. Опыт прошедшего года дал нам уроки управленческих идей.

– Что это за уроки? – Мы впервые заговорили об отношениях, иерархии ценностей в условиях перемен. Главное – готовность системы быть мобильной и открытой, поддержанной средствами информационно-коммуникационных технологий. Школы, детсады, учреждения дополнительного образования получили большое финансирование, научились более или менее хорошо администрировать. Этот год должен показать, что мы можем не более или менее, а  умело управлять ресурсами. Одно дело – освоить 50 миллионов,  совсем другое – 500. Понятно   (независимо от денег),  ничего не получится,  если коллектив  не команда. Сейчас школы должны в ответ доказать государству, что они способны создать условия, которые поддержат желание детей учиться и  смогут учить их качественно.  – А что,  раньше они этого не делали?  –  У меня ощущение, что учителя еще не совсем осознали, что могут ребенку дать теперь гораздо больше. Ведь многим детям не хотелось ходить в школу, потому что у них дома было больше интересного. А теперь у нас есть микроскопы,  телескопы, не говоря про самую разнообразную компьютерную технику. В рамках модернизации  создано 7 центров дистанционной поддержки образовательного процесса. В 25 школах действуют мобильные классы, позволяющие быстро развернуть локальную компьютерную сеть с доступом к Интернету в любом кабинете, на любом уроке. В 2012 году почти четверть всех средств модернизации – 94 миллиона рублей – направлена на приобретение компьютерного оборудования. В этом году появится 151  мобильный класс. Но мы еще не привыкли к иным формам работы.  На уроке ребенок не получает всего того, что может дать новая техника. В школе нет интернет-кафе, телевизора с комиксами, дисков с познавательными играми. Мы должны сформировать перечень того, что интересно детям, и дать им современное информационное пространство, отвечающее их желаниям. Это должен понимать каждый педагог – в первую очередь школа должна быть комфортной, желанной  для детей, значит, надо думать, в каком  режиме и объеме давать новые знания.  – Модернизация задала новый ритм кадровому развитию в городе?-  Освоение педагогами дистанционных технологий как необходимой части их профкомпетенции – наша задача на новый учебный год. Но учитель сам это должен понять. В школе №110 Елена Валентиновна  Карабанова, педагог словесности  с 30-летним стажем, увидела,  что отстает от детей. Компьютер включать не умела, сама пошла на курсы, освоила информационные технологии, разработала с их помощью  методический  комплект для начальной, средней, старшей школы. Она не ставит оценки,  ее разработки в тестовом режиме позволяют ребятам делать это самостоятельно. Признается, что много времени ушло на обучение,  но теперь готовиться к урокам легко, быстро и, главное,  ей это нравится. Надо модернизацию рассматривать не как количество приобретенного оборудования,  а как повод задуматься, как всем этим богатством пользоваться в полной мере.  –  Модернизация – это ведь не только бюджетные потоки, новые компьютеры, кабинеты, оборудование учреждений.  – Модернизация кроется в новых ценностях, в отношении к работе, в  ежедневных педагогических и управленческих поступках. Практика показывает, что процессам модернизации нужно серьезное юридическое и экономическое сопровождение. Роль руководителя школы становится  решающей. Уже мало быть просто опытным преподавателем, умеющим держать коллектив, даже менеджером быть мало. От директора зависит все –  состояние  школы, внутренняя культура учреждения, ежедневный контроль, дисциплина. И особенно психологический настрой коллектива. Я предложил коллегам, много говорящим об информатизации образования, посмотреть два документа, которые есть в каждой школе: план внутреннего  контроля и план методической работы, как  сформулированы  вопросы, связанные с информатизацией.  Ведь это очень важно в наше время, когда поступает огромное количество компьютеров, интерактивных досок. Что всего удивительнее,  в Лицее  бизнеса и информационных технологий  в планах не было даже намека на использование этих самых информационных технологий! Вот вам показатель, когда директора трубят, что им для работы не хватает техники. Разве можно мерить модернизацию количеством ноутбуков за закрытыми дверьми? – Но ведь Институт образования регулярно проводит курсы, приглашает педагогов…- А не надо ждать, пока пригласят. И нечего тут играть в демократию. Учить надо всех,  а потом думать, как использовать мощный ресурс, и развиваться, развиваться.  Да, может быть, на это способны только 20-30 человек из коллектива, остальные сами уйдут. Главное – перестроить мышление, и тогда многие вопросы можно решить без денег, более того,  они еще и появятся от этих решений. – Учителям трудно меняться?- Трудно. Изменилось общество. Кто занимался после развала Союза общим формированием культуры педагогической среды?  Работы у педагога прибавилось, бумажной особенно. Резкое увеличение в 2012 году –  в 5 раз по сравнению с прошлым – числа участников конкурсов, олимпиад, интернет-проектов   вроде  доказывает эффективность идущих процессов. Но готов ли учитель к такой работе психологически, кто изучал его душевное состояние? А он устал,  измотан реформами, новыми нагрузками. У  него нет той власти, как прежде,  когда его слово было законом. Наоборот, сейчас все набросились на педагогов: не так учите, не так воспитываете. Но никто не идет помогать, ты, учитель, обучи, воспитай, накорми, а общество этим заниматься не хочет. Возрастает количество  конфликтов в школах. Мы разучились разговаривать, мы привыкли защищаться. –  Илья Владимирович, а кто должен помочь учителю?-  Мы все  родители. Когда вы в последний раз делали замечания шестиклашкам, курящим возле школы? Общество полностью отстранилось от воспитания будущего поколения. Курит – виноват учитель, который в это время должен урок вести, а не за углы бегать. Учитель остался единственным, кто учит и воспитывает ребенка, а за ним следят миллионы  контролеров.  Родители должны помогать, потому что это их ребенок. И не давать оценку, почему сын или дочь плохо учится, а думать, почему их чадо не хочет идти в школу. Не  может ребенок хотеть  в школу, если ему каждый день не повторять дома, что это нужно, это хорошо. Нам с детства говорили банальную фразу:  школа – второй дом. Сейчас ребенок дома и в школе – это два разных человека, потому что школа  больше не дом.  Первая учительница – вторая мама, но редко кто из родителей не ругает ее, вместо того чтобы поднимать авторитет в глазах ребенка.  Пора научиться умело управлять родительским сообществом, которое в школах, как правило, рассматривают в качестве дополнительного финансового ресурса, а не образовательного и воспитательного.   А можно возродить  народный контроль, советы отцов, чтобы пацаны знали –  не останется проступок безнаказанным. – Родители – люди занятые…- Меня в садик на утренники не приглашали.  На 23 Февраля сам пришел, все удивились, а я бы мог вести утренник! Да кем бы мы ни были, все мы мамы и папы. Зовите нас чаще! Понятно, что придут не все, ну зачем 30 ведущих на утреннике? Но пусть бы каждый родитель раз в год провел по классному часу, рассказал про свою профессию, про жизненную историю – успешную, на таких и воспитывается будущее. Беда в том,  что нет государственной установки: главное – воспитание будущего поколения. Не формируя ее у людей, ничего не изменится! В школе детям говорят одно,  в жизни они видят другое. После того как прошла череда страшных аварий на дорогах  с гибелью детей, я смотрел, что изменится. Ничего! Сам не выдержал, нарушив правила, погнался за водителем, который на моих глазах чуть не сбил женщину с ребенком. А где вы видели видеокамеры, кроме  как на ЕГЭ? Где вы видели телефоны доверия ГИБДД?  Воспитывать детей можно только своим примером, значит, прежде всего надо работать со взрослыми. Для этого нужна большая сила, может быть, профессиональная, государственная  организация.   Мы даже на уровне понятий все перепутали.  Я на коллегиях рассказываю, что 10 учреждений дополнительного образования детей реализуют программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС, остальные активно работают над расширением направленности образовательных услуг. В этом году открыли почти на 11 процентов больше лагерей, чем прошлым летом. А меня перебивают:  «Нет, вы расскажите, как работаете с трудными». Так педагог дополнительного образования и помогает ребенку не стать трудным!  У нас системами профилактики почему-то зовутся  соцзащита, ПДН, работающие с теми, кто уже совершил неблаговидный поступок.  – Для нашего города-миллионера, как для всех российских мегаполисов,  существует проблема обеспечения доступности дошкольного образования.   – Администрация Омска разработала план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории города на 2011-2012 годы. Нам не хватает денег на строительство новых детсадов и школ. Но, на мой взгляд, государство, признавая, что денег маловато, должно создавать условия для участия в процессе частного бизнеса. Есть масса ипотечных, кредитных  программ в разных сферах, только в области частного образования не создали ничего. Сами не можем – пусть инвесторы помогут, нам, например, понравился самарский вариант.  Правда, кажется, что-то начало меняться.  – Каких результатов вы ждете от этого учебного года?  – Я жду от своих управленцев умения стратегически мыслить. Модернизация заставляет нас быть стратегами на деле. Но нас этому не учили! Мы владеем только азами управления в той степени, в какой понимаем.  Решили сформировать  клуб руководителей образовательных учреждений под руководством Ирины Андреевны Мавриной, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой социальной работы Омского педагогического университета, руководителя успешной частной школы. Будем учиться эффективно управлять. Если мы  хотим учить и воспитывать детей,  учиться надо всем. Илья Владимирович Дубин,  директор Департамента образования администрации города Омска, родился 19 ноября 1973 года в Омске. В 1996 году окончил естественно-географический факультет Омского педагогического института. С 1996 по 1997 год работал заместителем директора школы №113 по воспитательной работе. В ноябре 1997 года перешел специалистом по социальной работе в МУ «Центр социальных услуг для молодежи» Советского округа. В 1998 году стал руководителем службы социальной работы по месту жительства. Был одним из разработчиков программы дворовых досуговых площадок, позднее внедренной во всем городе. В 2001 году назначен сначала заместителем начальника управления молодежной политики администрации города, затем начальником. В мае 2007 года назначен директором Департамента образования администрации города Омска.  Женат, имеет сына-школьника.Омск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте