Что же мы знаем об эссе, которое в заочном туре предстоит писать участникам конкурса «Учитель года России»? Кажется, пугающее «ничего», ведь его тема остается неизвестной. Как подготовиться к этой неизвестности?
Вы находитесь в отчасти парадоксальной ситуации: не зная, о чем спросят, можете с уверенностью сказать, о чем непременно следует упомянуть в ответах. Эти обязательные аспекты заложены в критериях оценки испытания. С их подробного рассмотрения мы и начнем, отступив от порядка, в котором они выстроены в таблице официального документа.
Критерии
Показатели
Баллы
языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая
и пунктуационная)
речевая грамотность
от 0 до 4
грамотность в области грамматики
орфографическая грамотность
пунктуационная грамотность
Итак, несколько советов:
− не знаете, можно ли так сказать, скажите по-другому;
− разбивайте длинные конструкции;
− не уверены в сочетаемости слов – закавычьте слово, которое вызывает сомнение.
− перечитайте написанное не менее трех раз, проговаривая написанное про себя: сначала проверьте содержание, затем речевую составляющую, после – орфографию и пунктуацию.
И немного соломки. Первая яма часто поджидает пишущего в самом начале пути. Речь идет об оформлении заголовка и эпиграфа. Вспомните: после заголовка точка не ставится, не ставится она и после фамилии автора, эпиграф не берется в кавычки.
оригинальность изложения
художественный стиль и нестандартность изложения
от 0 до 3
яркость и образность изложения
ясность и целостность изложения
Неповторимость текста, «лица необщее выражение», по счастливой формулировке Евгения Боратынского, создают мысли, композиция и язык.
Содержательная составляющая оценивается особо. И хотя изъять ее и полюбоваться пустой формой довольно сложно, остановимся на двух других критериях.
Язык. Эссе – жанр, включающий достижения художественного, научного и публицистического стилей. В этом перечне нет, как мы видим, стиля официально-делового. И поэтому, хотя написание и чтение служебных бумаг приучило нас к определенным словесным формулам, не дайте мысли попасть в наезженную колею. Эмоциональность и открытость рядом с казенными оборотами мертвеют. Вчитайтесь: «Поэтапное внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего образования стало для меня надежными мостками, по которым я иду к новой модели обучения». Чувствуете уничтожающий искренность диссонанс?
Стремитесь к общей яркости стиля, но не беллетризируйте текст без необходимости. Художественность не сводится непременно к живописности или, уже, пейзажности. Одной из назойливых особенностей эссе прошлого года было стремление включить описание природы в свой текст. Не навешивайте бантиков, если они ничего не связывают.
Композиция. Это архитектура вашего текста, которая может быть сколь угодно причудливой, но должна позволять перейти «из комнаты в комнату», то есть связать части текста воедино. Продумайте заранее общую схему построения текста, это поможет в ходе испытания сэкономить драгоценное время. Можете подстраховать себя, проработав несколько вариантов. Этих вариантов множество. Вот их далеко не исчерпывающий перечень.
Автобиография. Выделите этапные моменты, которые давали вам новое понимание профессии. При этом жанр эссе делает вполне дозволительными временные скачки и лакуны.
Рассказ или очерк. Вспомните случай, который позволит отразить все важные для вас принципы работы. Это может быть и описание всегда столь насыщенного рабочего дня учителя.
Модель, структурирующая метафора. Для образовательного процесса подбирается яркая аналогия, подробно рассматриваются ее составляющие. Прочитайте работу коллеги (примеры взяты из работ конкурсантов 2015 года) и потренируйтесь в создании своих метафор. Даже если вы выберете другую композиционную схему, в вашем арсенале прибавится множество ярких образов.
«Я принадлежу к поколению 90-х, это поколение, которое первым осваивало мир компьютерных игр, начиная от примитивных 8-мибитных игрушек с двухмерными героями и незамысловатыми сюжетами и заканчивая играми с трехмерной графикой всевозможных жанров. Как и мои ровесники, я увлеченно проходила одну игру за другой, преодолевая этапы, накапливая бонусы, приобретая полезные навыки (скиллы) и побеждая «боссов»-злодеев, чтобы спасти хоть и виртуальный, но все-таки мир! Все это было давно… Уже 12 лет я не играю в компьютерные игры. Теперь моя деятельность, мои мысли, вся моя жизнь связаны с пошаговой стратегией в реальном времени под названием ШКОЛА» (Мария Евгеньевна Ахапкина). И далее в эссе закономерно появляются рубрикации «Жанры», «Миссия игры», «Среда, место действия», «Дополнительные опции», «Бонусы и “Боссы”», «Завершение игры».
Тезисы. Поскольку эссе − форма свободная, логику выдвижения тезисов можно обосновать с помощью внешних ассоциаций (прием, сходный с предыдущим), например радуга, гамма, и каждому элементу присвоить новое значение. Также тезисы могут вводиться с помощью цитат, с которыми вы спорите или соглашаетесь, называться именами людей, научивших вас изложенным истинам.
«Вы не находите, что профессия «учитель» похожа на алмаз, ценность которого зависит от огранки? Даже самый чистый алмаз, не имея огранки, выглядит ничем не лучше обыкновенного осколка или куска льда. Лишь побывав в искусных руках опытного огранщика, непримечательный камень превращается в сверкающий бриллиант. И чем больше граней, тем ярче проявляются все достоинства алмаза.Итак, грань первая, предметная». (Татьяна Олеговна Колупаева)
Трехчастная модель рассуждения, которую можно сделать интересней, если использовать доказательство от противного, выдвинув тезис, который вы намерены опровергнуть, или приведя два внешне противоречащих друг другу постулата. Так вы добьетесь парадоксальности текста – привнесете черту, которую некоторые исследователи считают жанрообразующей для эссе.
Свободное сцепление мыслей. Выстраивая переходы, подчеркивайте ассоциации, которые привели вас к следующему пункту.
«В судьбе каждого человека происходят явления, встречаются вещи, случаются события, которые становятся для него Школой ‒ открывают истины и меняют мировоззрение. Для меня такими явлениями стали встречи, вещами ‒ книги, а важным событием ‒ рождение сына». (Ирина Вадимовна Николаева)
Спираль. Постепенно развитие тезиса с прибавлением все новых и новых идей.
Кольцо. В качестве рамки можно использовать не только тезис, но и художественную зарисовку. Прекрасное подтверждение уместности пейзажей, обрамляющих текст, вы можете найти в эссе Юлии Валерьевны Симаковой.
аргументированность позиции
чёткость аргументов, отделение фактов от мнений
использование иллюстрирующих примеров и фактов
наличие выводов и обобщения
Итак, два пункта этого критерия связаны с наличием фактов. Откуда черпать аргументы?
Личный педагогический или жизненный опыт. Не будьте голословными: известные истины обретут новую силу, если утверждение абстрактных идей вы превратите в мини-сюжет.
«Но глаза школьников направлены на учителя и вне школы. «Нужно всегда соответствовать!» – эта фраза точно про учителя. Вот я иду по улице со своей супругой. Держимся за руки. Ей так приятнее, а я совсем не против. Издалека вижу походку и «козырную» кепку Славы из 6 класса, который идёт с друзьями нам навстречу. В голове голос: «Идти за руку – это как-то несерьёзно, не по-учительски». Но… Я примерно знаю ситуацию в семье этого ребёнка: растёт он без мамы, живет с бабушкой, папа лишь иногда приходит. С кого ему брать пример семейных отношений? На основе чего ему строить свой собственный дом?». (Сергей Владимирович Чернышов)
Повседневная социальная практика.
«От учителя также все постоянно хотят, чтобы он давал знания и блестящие результаты, всё знал, всех понимал и всему соответствовал. Он должен найти подход к каждому ребенку, уметь разрешать любые ситуации и давать ответы на любые вопросы. Кстати, в педагогике все (и родитель, и журналисты, и государство, и кто угодно) разбираются уж никак не хуже учителя и считают, что могут его критиковать. Как в истории разбирается каждый прохожий на проспекте Кирова нашего города, так каждый родитель всегда знает, в чем был неправ работающий с его ребенком учитель, и знает, как было бы «правильнее». Но учитель знает, что иногда задать вопрос важнее, чем дать ответ на вопрос». (Сергей Сергеевич Кочережко)
Научные факты из области социологии, педагогики, психологии, биологии.
«Недавно мне попалась статья, посвященная «гену счастья». По мнению психофизиолога В.С. Ротенберга, это ген поискового поведения, который присутствует в организме каждого человека и отвечает за сохранение физического здоровья и устойчивость к стрессу. Согласно его теории, потребность в поисковой активности направлена на изменение окружающей среды или своего отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности. Получается, разнообразие ярких красок жизни скрыто в поиске. Не правда ли, напоминает концепцию современного образования с её ключевыми идеями?» (Мария Геннадьевна Переточкина)
Сюжеты из литературы и других видов искусства.
«Мы прочитаем «1984» Джорджа Оруэлла, чтобы провести параллели с современной жизнью и отдельными историческими личностями, чтобы понять, что потоки информации в их гаджетах должны проходить три сита: правды, доброты и пользы» (Ирина Вадимовна Николаева)
Высказывания великих педагогов и мыслителей.
«Даже слабый физически ученик (я ведь сам был таким в детстве) способен стать сильным и уверенным в себе – учителю стоит только потянуть за нужную ниточку. Ведь ещё древние говорили: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» (Александр Сергеевич Шишаев)
Факт не обязательно должен следовать за тезисом − он может служить отправной точкой для размышления. Не стремитесь приберечь все выводы под конец текста, пусть в вашем эссе будут афористичные формулировки, можете выделять их в черновике карандашом, сверяя с ними остальное содержание абзаца. А затем по этим «точкам» проверьте композицию своего эссе, прочертите единую линию. Помните, что такое простое средство, как перестановка абзацев, может улучшить качество эссе.
умение формулировать проблемы и видеть пути их решения
чёткость и обоснованность при формулировании проблем
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции
нестандартность предлагаемых решений
Проблемы. Дэйл Карнеги сказал: «Мир любит слушать о борьбе», поэтому выигрывают те эссе, где именно обнаружение противоречий кладется в основу текста. Вы можете выявить одну крупную проблему, она будет, как правило, связана с темой эссе. Если вы выстраиваете свое эссе как череду историй или тезисов, не забывайте подчеркивать, с какими затруднениями вы столкнулись и как их преодолели. Следуя собственному совету, попробую дописать начало к этому абзацу: «Порой текст прекрасно выстроен, автор щедро делится педагогическими находками и подкрепляет каждую мысль авторитетнейшими ссылками, но вот читать такой текст неинтересно. Или он заслуживает внимание только как произведение жанра фэнтези. В чем же дело? В нем все по-бумажному гладко и совсем нет оврагов».
Решения. В зависимости от поставленной вами проблемы, решением может стать не только конкретная методика. Возможно, выход из обозначенного затруднения требует коллективных усилий. Не бойтесь показаться непрофессиональными, подчеркивая это.
Рефлексивность
понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности)
от 0 до 2
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию
За этот пункт вы получите немного баллов, однако соответствие именно ему и сделает ваш текст эссе. Чтобы удовлетворять критериям, стремитесь отразить собственные принципы и подходы, а для этого заранее четко проартикулируйте их. Впереди конкурсантов ждет испытание «Методический семинар», при подготовке к которому нужно будет проделать, казалось бы, аналогичную работу. Чем эссе должно отличаться от этого задания? Ответ не требует описания методики или технологии, результаты не должны статистически обосновываться в тексте, а в изложенном кредо могут превалировать этические и философские установки. Но! Рассказ о применении принципа придаст индивидуальности вашему эссе и сделает его более доказательным (плюс балл в другой клеточке).
Хотя сложно представить себе текст, где рефлексия отсутствует, подумаем, чем может быть подменен самоанализ.
− Автобиографическое или очерковое эссе, где изложен собственный путь в профессии, но за фактами нет анализа обретаемых установок.
− Перечисление различных форм и видов работы без раскрытия принципов, лежащих в их основе.
− Обильное цитирование или иные виды указания на чужой, пусть и признанный опыт. Это приводит к утрате личностного момента.
наличие ценностных ориентиров
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции
постановка воспитательных целей
обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся
Опять же сложно представить себе учителя, не имеющего мировоззрения и не реализующего его постулаты в своей деятельности. Но стоит обратить внимание на конкретизирующие моменты.
Вне зависимости от темы эссе необходимо осмыслить такие компоненты образования, как воспитание и формирование гражданской позиции. Лучше, если вы рассмотрите их не как отдельные виды работы: фразы с ключевыми словами «воспитание» и «гражданская позиция» не должны появляться в качестве своеобразного довеска под незримой рубрикой «А напоследок я скажу». Покажите, как декларируемые вами общие принципы работают на реализацию и этих целей. А возможно, цели воспитания являются основополагающими для вас. Интересная закономерность: в прошлом году эти аспекты наиболее ярко и ненатужно раскрывали учителя сельских школ, очевидно давно ощутившие необходимость формировать любовь к малой Родине.
обоснование актуальности
широта и масштабность взгляда на профессию
умение видеть тенденции развития образования
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума
Как мы видим, два первых показателя перекликаются с предыдущими критериями и их качественное раскрытие обеспечит вам баллы по нескольким критериям сразу. Остановимся на последнем пункте. Уже было сказано о необходимости видеть проблемы, возникающие перед учителем. Теперь мы можем уточнить: говоря о проблемах, необходимо остановиться на вызовах сегодняшнего дня. Подумайте, если из вашего текста изъять слова ФГОС и Интернет, узнает ли читатель, в какой период времени написан текст? Добавьте мысленно к названию испытания еще одно слово «Я − учитель сегодня».
Вернемся, наконец, к самому интригующему моменту написания эссе – к его неизвестной теме. Однако спектр тем заложен в формулировке цели испытания. Напомню ее: «Раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования».
Попробуем вычленить вопросы, на которые вам предстоит (конечно, с разной степенью подробности) ответить в эссе.
Вопросы для подготовки к написанию эссе
Почему я учу? Каким моим личным потребностям отвечает мой выбор? Какие потребности другого реализует мой выбор? Какие социальные потребности он удовлетворяет?
Как я учу? Какие этические, психологические, философские, социальные категории определяют мою деятельность?
Зачем я учу? Что я хочу изменить в себе, ребенке, обществе?
Что мешает мне учить?
Как может учитель преодолеть трудности?
Ответы на эти вопросы позволяют создать некую заготовку, сформировать скелет. Далее облеките его в плоть: постарайтесь вспомнить конкретные истории, научные факты, педагогические постулаты, эпизоды или цитаты из литературных произведений, которые иллюстрировали бы ваши ответы, подтверждали, что вы не напрасно назвали определенную категорию в числе ключевых.
Уподобим эту заготовку трехмерной модели, которую затем можно будет повернуть и представить в требуемом ракурсе. Неизвестная вам тема – это источник света, который потребует четко обозначить одни аспекты, а другие оставит в тени.
Но стоит ли строить эссе как воссоздание этой модели, последовательно представляя множество пунктов, которые мы выявили? Думаю, нет. Собрав модель, надо заставить ее… нет, не работать, а жить. А для этого нужно сердце – идея текста. Подумайте, о чем вы хотите написать, что болезненно бередит вашу душу или заставляет неустанно испытывать радость от своего дела, и хотя бы мысленно создайте эссе уже сейчас. Анализ очень непохожих работ конкурсантов прошлого года позволяет говорить о том, что широкая тема, предложенная участникам, не вступала в противоречие с этой личной нотой, личной идеей, ведь они пересекаются в сфере школы.
И еще. Проведите тщательную подготовку: продумайте композицию будущего эссе, запаситесь яркими формулировками и аргументами, определитесь с ключевой идеей. Но если после объявления темы в вашем сознании забрезжит яркая мысль, которая будет подсказывать вам создание совершенно другого текста, смело отбросьте заготовки и творите – у вас уже есть опыт создания эссе.
Инесса Коржова, заведующая отделом общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Орского колледжа искусств Оренбургской области, кандидат филологических наук
Комментарии