search
main
0

или Всесоюзный съезд работников народного образования 20-23 декабря 1988 года

В тот педагогический форум органично воплотил в себе переломный момент эпохи. От славного прошлого – помпезное открытие в Кремлевском Дворце, многочисленный президиум из первых лиц и “свадебных” генералов, номенклатурный в основном подбор делегатов. От демократического будущего – непримиримое столкновение “консерваторов” и “реформаторов”, резкие взаимные обвинения на грани приличия, наэлектризованность аудитории…

Революционный задор в школе накапливался давно. К концу 80-х годов учащиеся уже открыто пренебрегали требованиями школьной программы и смеялись над комсомольскими лозунгами. А учителя искали новаторские методы. Однако волнения внутри школьных коллективов пока еще успешно гасились мощной бюрократической надстройкой системы образования. Намечавшийся съезд давал педагогической оппозиции возможность открыто высказать свои претензии и предложения, а главное – “продавить” документы, подготовленные ВНИКом “Базовая школа” под руководством Э.Днепрова. Новой же когорте образовательных управленцев представлялся шанс выдвинуться в ведущий эшелон власти.

Шашки наголо – и лишь холод в груди!

Страсти, разыгравшиеся на учительском съезде, сегодня кажутся азартной игрой взрослых людей в революцию. Сразу были обозначены враги – “педагогический консерватизм”, “авторитарная педагогика”, “бастион застоя”, “сталинская педагогика АПН СССР”… Был поднят флаг – “учительский наказ” съезду: “Школе – революционное обновление”. Опубликован текст ВНИКовской “Концепции общего среднего образования”. Подготовлены бойцы и план военных действий, спешно “отксерены” агитационные листовки.

Во “вражеский стан” попали все, кто сомневался в пользе “коренного перелома в развитии народного образования”. Но напрасно “апологеты школьного застоя”, как писала пресса, предпринимая “лобовые атаки” и “обходные маневры”, пытались “сплотиться” и “направить съезд по ложному следу”. Стиснув зубы, в итоге они “вынуждены были молча снести звучавшую с трибуны убежденность делегатов в том, что ВНИКовская концепция в основном отражает установки февральского Пленума ЦК КПСС”…

Символом борьбы радикалов и консерваторов стала оппозиция педагога-новатора Ш.Амонашвили, представившего съезду реформаторскую концепцию, и директора 1-й средней школы г.Копейска Челябинской области А.Бароненко. Последний, обвинив президиум в полной запрограммированности выступлений, призвал сохранить замечательные завоевания советской школы и централизованное управление системой образования. В результате А.Бароненко был назван “добросовестно заблуждающимся законченным консерватором”. Главной же в итоге оказалась знаковая тогда фигура члена-корреспондента АПН СССР Б.Лихачева, направившего “в инстанции” статью “Не всеобщее и не общее” с критикой концепции и подвергнутого за это образцовой всенародной порке.

Тринадцать с половиной деклараций…

Что же высветил всесоюзный педагогический форум? То, что в принципе было ясно и без него. Что учителя и директора школ смертельно устали от всевозможных инструкций и мелочного контроля. Что педагогам надоело учить детей, которые не хотят учиться. Что в системе образования отсутствует необходимая материальная база. Что набирает силу стремление растащить советскую школу по национальным квартирам с преподаванием “на родном языке”. Что учительская зарплата мала, а “престиж учителя низок, как никогда”. Что “экономика народного образования – одна из запущенных областей как экономики в целом, так и всей нашей педагогической науки”. И последнее, может быть, самое вдохновляющее – то, что в школе, к счастью, еще остался дух творчества.

В непримиримой борьбе за каждое слово делегаты “под занавес” приняли резолюцию из тринадцати неконкретных благих пожеланий. Например, о необходимости “более энергичного создания системы непрерывного образования с учетом специфики традиций республик” или о целесообразности разработки Закона СССР о детстве, о необходимости рассмотрения “путей гуманизации и гуманитаризации всей сферы образования”… Кроме того, Всесоюзный съезд попросил Совет Министров СССР “социально переориентировать экономику”, обеспечить школу бумагой и учебниками, а Гособразование СССР – “обратить особое внимание на сельскую школу”.

Одним – надежда, другим – “карт-бланш”

Главным же пунктом резолюции, без сомнения, стало решение “одобрить в основном проект Концепции общего среднего образования”.

По сути съезд затевался именно ради этого одного пункта. Надо было получить ритуальное “добро” на “революционное обновление” и определить группу людей, которым будет доверено это обновление осуществлять. Понятно, что принятие съездом ВНИКовской Концепции общего образования автоматически означало утверждение членов коллектива ВНИКа в новом статусе уполномоченных реформаторов.

Что же получили от Всесоюзного съезда работников образования рядовые учителя? Их, кстати, оказалось не так много на съезде. Например, из 24 московских делегатов учителей было только четверо, остальные – директора, их замы и работники руно.

Но всех, и учителей, и управленцев, сплотило тогда одно – “возможность высказаться о наболевшем” и найти понимание и сочувствие среди коллег. Многие делегаты привезли на съезд казавшиеся им важными идеи, например “о создании независимого от государства выборного попечительского совета”, чтобы излить их с высокой трибуны. Иных, правда, после общения с коллегами неприятно поразило открытие, что “лицо передового отряда советской интеллигенции не соответствует нашему представлению о нем”.

Но самое, наверное, важное, что дал рядовым педагогам съезд, – это надежду на перемены к лучшему.

Послесловие к предстоящему

Что осталось от этой надежды сегодня, одиннадцать лет спустя?.. Изменчива политическая мода. Слова “гуманизация” и “демократизация” вызывают стойкую аллергию, а упоминание о реформах выглядит непристойностью. Набирают силу Державность, Православие и Патриотизм. Судьбы тех, кто тогда на съезде был в центре внимания, сложились по-разному, но во властных структурах их уже давно нет. Авторов концепции сейчас яростно обвиняют в развале школы, системы управления образованием, распаде воспитательной работы, да и вообще во всех бедах современной школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте