“Прыжок с четвертого этажа”. (Делакруа)
В светлый весенний каникулярный день в актовом зале Учебно-воспитательного комплекса ? 1804 города Москвы на столах, если можно так выразиться, было поставлено пятьдесят “приборов”: сверкающие белизной холсты в рамах, масляные краски, кисти, разбавители, карандаши, палитры.
Пятидесяти педагогам, методистам, вузовским работникам, никогда не бравшим в руки кисть и не осваивавшим, скажем, психотерапевтические методики, предстояло за пять часов, освоив сверхмощные технологии развития педагогической талантливости, написать два пейзажа масляными красками, оформить работы, организовать выставку с настоящим жюри, состоящим из пяти художников-профессионалов, психологов и педагогов. Простите, совсем забыли, была еще одна “попутность”: необходимо было каждому еще и сочинить музыку по мотивам своих живописных творений и, разумеется, проиграть ее на фортепиано.
Нет, это было не шоу, а напряженный труд, когда все пять часов из зала, перенасыщенного запахами скипидара и других разбавителей, никто не вышел даже тогда, когда предлагалось проветрить помещение. Единственное требование: ошеломительная быстрота: только Здесь и только Теперь! Вспомнили и Пушкина с “летящим бегом пера”, и Шишкина, который рисовал с такой быстротой, будто у него кто-то намеревался отнять карандаш или кисть, и Делакруа, который говорил: “Из тебя не получится ничего значительного, если ты не научишься рисовать человека, выпавшего из окна четвертого этажа, за то время, которое он пролетит до земли”.
…Первое упражнение: “Доверься своему телу, своей руке, они нередко умнее твоей башки, ибо подвластны ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВУ ИНТУИЦИИ, ТЕЛЕСНОМУ СОЗНАНИЮ”. С закрытыми глазами, заботясь лишь о комфорте руки, все пятьдесят человек заполняют свой грунтованный картон произвольными линиями, а когда заполнили, ахнули! Никогда умом не создали бы такого причудливого творения.
– А теперь включаем сознание. Попробуем РАЗУМОМ восполнить интуитивное нагромождение. Как говорил Микеланджело, отсекаем все лишнее, а если понадобится, усиливаем что-то в рисунке. Не важно, каким будет этот обучающий рисунок: абстрактным или предметным. Вспомним признание Сурикова: “Боярыню Морозову нарисовал. Осталось только раскрасить”.
И начинается великое таинство поиска нужной цветовой гаммы. Мучительная, напряженная работа. Мы с радостью наблюдаем, как углубилась в свое творение, названное “Мятущаяся Россия”, директор УВК Людмила Анатольевна Курбатова. Что-то невероятное творится с Ларисой Ильиничной Ефремовой, учительницей начальных классов: ее рука раненой птицей кружит над палитрой, она, как в лихорадке, наносит разные мазки, продолговатые полоски, как у Синьяка. Точки, как у Сера, запятые, как у Моне, о разных манерах мы говорим всем, но она особым чутьем схватывает то, что отбирает ее сердце, столь же внимательное к своим детям (она учит писать без единой ошибки, и уже во втором классе ее дети знают программу пятого), вот так же и здесь, доверившись своему сознанию, ее интуиция, контролируемая сознанием, врывается в глубины подсознания, вытаскивая на свои холсты самое главное, значимое. Один за другим она заканчивает несколько пейзажей, поражая всех: “Да, мы знаем ее, но такого не ожидали!!!” А потом она еще и сочинит музыку по мотивам одного из своих пейзажей, вырвав из трех самый абстрактный, уводящий сознание в самые дальние края ее иррациональности.
Мы вместе с жюри размышляем, каким чудом рождалась у учительницы начальной школы Маргариты Викторовны Макаровой абстрактная картина под названием “Маска”, признанная одной из лучших работ. А как мог возникнуть удивительной чистоты тона гармоничный замысел Татьяны Александровны Лосевой, воплощенный в картине “Зеленые капли”, или бесконечно теплый сюжет “Мать и Дитя” у словесника Натальи Васильевны Толкачевой. Все мы видели на эту тему множество картин, фотографий, наконец, живых жизненных кадров, но чтобы так, как решила она и в цвете, и композиционно, такого ничего в искусстве не было: ребенок заслонил собой большую часть материнской головы, и вместе с тем мать не отдалилась от зрителей, образовалась какая-то художественно воссозданная слитность. Об этих картинах скажет потом заведующая кафедрой музыки УВК Татьяна Ильинична Хлыстова: “Я по каждой картине готова сочинить музыку. Настолько они меня тронули…”.
…Еще не долетел выпрыгнувший из окна человек в образной схеме Делакруа, а первых двух часов как и не бывало – и пятьдесят пейзажей легли на оценочный стол перед квалифицированным жюри.
Цели скоростного бега
Одна из причин скоростного темпа – ориентация на интуицию, которая не может быть тягучей смолой и скучной, как академическая педагогика. Она – молния. Тысячи молний. Вторая причина – трансцендентальный синтез, нет, здесь понятие “транс” не от французского “трансе” (шок, экстаз, оцепенение), а лихое латинское “пере” – это выход за пределы, прорыв в неведомые небесные дали. Трансцендентное – это и небо, и Нравственно-Высшее, и Идеал. Это то, что в нашей интуитивно-рациональной власти. Эти два слова мы пишем на листочке, некоторые даже под четкую диктовку делают по две-три ошибки! Это не беда! А отказаться от этих слов нельзя – традиция вековых научных поисков, традиция великого Разума, берущая начала от Плотина и Канта до Ясперса, Хайдеггера, Маслоу и всех русских мыслителей серебряного века. Нет, мы осилим и это! Осилим быстро! Времени нет больше ждать: уже долетел выпрыгнувший из окна до нашей грешной земли!
Для шибко ученых и жаждущих упорядоченной системно-деятельностной абракадабры мы готовы дать некоторую систематизацию задач, чтобы ответить на вопросы: для чего нужна новая парадигма образования? Какая новизна живет в педагогических душах и ждет того времени, чтобы вырваться наружу? В какой мере предлагаемый трансцендентальный вариант приемлем для образования в целом?
Итак, технологическая часть трансцендентального синтеза основана на трансцендентном идеале и включает в себя следующие направления:
Пробуждение и развитие талантливости, дарований и высших способностей преподавателей и учащихся на всех уровнях современного образования – от детского сада до высшей школы и аспирантуры.
Ускоренное обучение и развитие, позволяющее в два-три раза быстрее осваивать программный материал, повышать общую культуру средствами синтеза искусств, наук, культур (философия, психология, искусствоведение, живопись, музыка, театр, кино, так или иначе основанные на принципе сочинительства).
Разработка приемлемых, быстро поддающихся усвоению преподавателями любого уровня подготовки ТЕХНОЛОГИЙ, коренное отличие от традиционных форм состоит в следующем: духовно-личностная ориентация преподавания на основе трансцендентального подхода, предполагающего единство сознания и подсознания, иррационального и рационального, созерцания (интуиции) и саморазвития, взаимосвязь разнородных видов деятельности и синтез наук, культур и искусств.
Развитие педагогического искусства и мастерства, основанных на общих и профессиональных способностях, направленных на создание новых образцов в образовании, на формирование трансцендентных и духовно-творческих начал как у учащихся, так и у педагога.
Мы еще и еще раз хотим подчеркнуть, что в УВК ? 1804 решались именно эти задачи новой ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, а создание живописных и музыкальных шедевров было всего лишь “побочным продуктом” (термин Маркса по отношению к ИНТУИЦИИ).
Своеобразие
женского неверия
Каждая из сорока девяти женщин ответила на вопросы крохотной диагностической анкеты.
1. Верю я в свой талант?
2. Обладаю ли я выдающимися способностями?
3. Было ли у меня озарение?
4. Ощущал ли я в себе проблески гениальности?
Десять лет назад на такого рода вопросы 90 из 100 человек отвечали отрицательно. Сегодня – наоборот. “Да, мы талантливы, обладаем выдающимися способностями, нам доступно озарение” и т.д. Здесь же в УВК ? 1804 произошел сбой: большая часть, причем, замечу, самых привлекательных и самых талантливых учительниц, выразила абсолютное неверие: на все вопросы – однозначное “НЕТ!”.
Блеснула мысль: это же прекрасно! По-сократовски: “Я ничего не знаю!”; цитируем Нагорную проповедь: “Блаженны нищие духом!” Только истинная истинность бесконечна, не знает ни начала, ни конца, она ориентируется на необозримые трансцендентные устои, всегда в поиске, в сомнениях.
Мы объясняем известный в НЛП метод якорения, когда с помощью “якоря” из подсознания выводятся наружу главные сокровища человеческой души, кстати, именно это лучше удается женщине, чем мужчине, потому что женщина в большей мере ИНТУИТИВНА, ИРРАЦИОНАЛЬНА, ЗАГАДОЧНО-ПРЕКРАСНА в свойственной ей манере выражаться: “И сама не знаю, как это получилось…”
Этот солнечный круг…
Он на картине был черным, а смотрелся, как яркое солнце. Круг был в ореоле своего мерного движения, потому и картину свою Людмила Анатольевна, директор УВК ? 1804, назвала “Анданте” и музыку сочинила с одноименным названием. Невольно подумалось: “Собаки лают, а караван идет”. Грубо, конечно, но это так. Подумалось о бедствующих учителях многих регионов. Вспомнился многокилометровый рейд протеста якутских учителей, о нем рассказала аспирантка Лена Карпова из Якутии. Слышим разговоры высокопоставленных чиновников: “Куда вы со своими высокими материями к учителю…”. А учителя невозможно вытащить из высоких материй. Это единственное, что у него нельзя отнять тем, кто сегодня лопается от изобилия.
Почти все картины так или иначе затрагивают глубинные или вечные проблемы бытия. Сидящие пятьдесят человек как единое целое, об этом мне потом и другие скажут: общее сияние, общее потрясение, общий прорыв к трансцендентным высотам. Красками, графикой каждый возжелал отобразить сложнейшую борьбу добра и зла, света и тьмы. И это поразительно, даже во тьме брезжит в картине светлая надежда. Ощущается вера в добрый исход. Перед нами сюжет словесника Светланы Григорьевны Марковой. Психолог, побеседовавший с ней, заметил: “Она нарисовала дракона, вложив в свою картину максимум любви. Она как бы своим сиянием одолевала драконовскую непобедимость. Ей было очень интересно и то, что она почему-то нарисовала этого дракона, и то, почему он таким незлым получился. Она относилась к изображенному чудищу, как к частичке себя…”
Я спрашиваю у Людмилы Анатольевны:
– А почему тон серый, немножко грустноватый, а музыка полна света?
– Света мысли. Этот свет и в музыке, и в картине. Этот свет тоже имеет и свой ритм, и свое звучание, и свою стабильность, которую нельзя ни замедлить, ни ускорить. У вечности нет скорости. Вечность в наших душах, как православная вера. Она ведь тоже медленно, но верно пробивается сквозь серую мглу жизни.
– Значит, мы обречены на трансцендентность, то есть на просветление?
– Безусловно.
Тема солнечного круга – не стареющая. Она из детства. Из вечности, потому что в ней и солнце, и мама, и надежда, и вера.
Из всех пятидесяти картин самые мрачные у Алисы Ивановны Леонтьевой, методиста Центрального округа.
Спрашиваю:
– Неужто такая безысходность?
– Не то слово! Мое состояние, если хотите, постоянно находится в тисках административного садизма. Я сталкиваюсь с нелепыми запретами. Вы же помните, как методическое руководство сопротивлялось вашей проблеме “Духовная жизнь школы”. А сегодня мне запретили два семинара. Один – о гражданском самовоспитании, а другой – о воспитании в условиях кризиса. Я здесь, на вашем семинаре, еще раз убедилась в том, что наш учитель остро нуждается в настоящей духовной педагогике. Перед моими глазами стоят их сияющие лица.., а в моей картине тоже есть лучики – это, наверное, мои совместные поиски с учителями. Знаете, что самое главное в этом нашем семинаре, – удалось хоть на несколько часов вырвать учителя из семейно-бытовых и административно-формалистских реалий и забросить в небо, в озонную атмосферу, которую вы называете трансцендентностью.
Загадочно-духовный мир
Существует, говорят ученые, творчество двух видов. Первый – создает гениальное искусство, новые теории, строит здания и сооружения и даже провоцирует войны и успешно разбивает противника. Второй – испытывает катарсис, потрясает, приходит в восторг, сияет. Продукт и состояние потрясения.
Эти две величины как раз и соединились в УВК ? 1804 29 марта, в светлый весенний день. А уже первого апреля директор школы УВК ? 1804 на окружной конференции в Юго-Восточном округе, на которой были собраны директора, завучи и педагоги учебно-воспитательных комплексов, рассказала как о проведенном семинаре-практикуме по проблемам трансцендентального синтеза в образовании, так и о том, что намечается в УВК ? 1804 День открытых дверей, где состоится вернисаж произведений, написанных педагогами школы. Пафос ее выступления состоял в абсолютной убежденности в том, что в настоящее время есть вполне реальные, экономичные возможности быстро и эффективно обучать педагогов истинному творчеству. Эти возможности таятся в загадочно-духовном мире учителя.
Мы, разинув рты, бегаем на чужеземные семинары. Выкладываем с трудом добытые доллары (каждому известны баснословные суммы, в которые обходятся так называемые психотерапевтические тренинги, кстати, не учитывающие ни наших традиций, ни нашей души, ни наших возможностей). Больше того, психотерапия – это не педагогика и не современная обновленная психология. Но она при определенных обстоятельствах может действительно обогатить не только нашу педагогику, но и образование в мировом масштабе, ибо, соединенная с отечественной педагогической культурой, она способна дать напиток, достойный богов. Это еще одна загадка непредсказуемой России.
И еще одно даже не предложение, а просьба к педагогическим властям: попробуйте больше доверять и самим себе, и тем, кто честен и талантлив, и мы сообща сможем не только изменить парадигмы глобального и неглобального образования, но и творить чудеса на каждом сантиметре образовательного пространства России.
Юрий АЗАРОВ,
профессор педагогики;
Людмила АЗАРОВА,
психолог, кандидат пед. наук
Комментарии