Новобытовская внешне отличается от других сельских школ Чеховского района тем, что некоторые предметы здесь преподают углубленно. И еще ее особенностью является то, что бывшая выпускница школы Наталья Талаева победила в районном конкурсе «Педагог года-2001» и стала активным деятелем областного клуба. В районном конкурсе 2008 года победные лавры снова достались Новобытовской школе, их снискала учитель биологии Елена Тюнькова. Этот факт позволяет говорить о системе методической, наставнической, исследовательской работы, которая формирует условия для творческого роста каждого педагога школы.
Открытый урок Талаевой «», проведенный в рамках IV подмосковного слета победителей и лауреатов областного конкурса «Педагог года Подмосковья», сразил всех присутствовавших своей гениальной простотой, наглядностью и необозримыми горизонтами для дальнейшего продвижения мысли. Легкость подачи материала, ясность восприятия будто говорили о том, что учителю такой высокий полет ничего не стоит, он привычен ему, как птице. Однако сама Наталья Евгеньевна, не тая ни от кого секретов, откровенно рассказывает, как «перетрясла этот урок 33 раза», как «обкатала» его сначала в одном классе, а затем, проведя «работу над ошибками», – в другом.
Наталья Талаева рассказывает о коллегах с какой-то юношеской влюбленностью: о том, как мудро и ненавязчиво здесь опекают молодых специалистов, с какой интуицией видит перспективу развития образовательного учреждения директор школы Тамара Саломасова, безошибочно определяя направление, которое принесет наиболее весомый результат. И от самого сердца исходит благодарность к учителям, дающим уроки не только предметные, но и нравственные. Среди них – мама Натальи Евгеньевны Валентина Журина, которая по сей день трудится все в той же Новобытовской школе.
Музей в режиме он-лайн
Именно мама, Валентина Ивановна, начала в числе первых собирать материалы об истории школы, людей и предприятий Нового Быта. Особенный интерес вызывали события, связанные со временем основания, разрушения и возрождения монастыря Вознесенская Давидова пустынь, что располагается в десяти минутах ходьбы от школы. На территории монастыря покоятся останки героя войны 1812 года генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова. Словом, земля вокруг благословенная, исконная, сама и в легенды просится, и на музейные стенды. А кому ж и возглавлять музей, как не историку Талаевой! Над концепцией думали долго, пытаясь избежать ошибки предшественников, превратившихся в собирателей и составителей некоего конгломерата всего и вся, без отбора и тематической фильтрации. С одной стороны, для новобытовцев Дохтуров – «это наше все», с другой – музей, не созвучный актуальным событиям дня сегодняшнего, становится мертвым. Так поразмыслив, организовали рядом с постоянной экспозицией сменную выставку, где находят свое отражение и пасхальные традиции, и празднование Дня Победы в нашей стране, и освещение научно-исследовательской деятельности школьников.
Поиску новых форм заметно помогает сотрудничество с музеем-усадьбой «Лопасня-Зачатьевское». Обоюдными усилиями началась подготовка к проведению интерактивной игры для школьников «Летучие отряды полковника Кудашева» – грандиозного межмузейного проекта, посвященного 200-летию Бородинской битвы.
В живое дело Наталья Евгеньевна старается превратить каждое из направлений музейной работы, не принадлежащей к разряду увеселительно-развлекательных. Но то, что исторические конференции могут увлекать, знают все ученики Талаевой. Сейчас школа, используя свой прежний опыт и ноу-хау передовых педагогов, работает над программой развития по духовно-нравственному воспитанию «Вместе растим личность». Эту перспективу не только реализовать – ее и увидеть-то сложно. В творческом поиске участвует весь коллектив, но ведущая роль в реализации программы, бесспорно, будет принадлежать музею Дохтурова.
Гармония жизни
Общаясь с Натальей Евгеньевной, не перестаешь удивляться безграничности человеческой натуры, ее огромным возможностям и богатейшим резервам. Как одного человека хватает на подготовку уроков, руководство музеем, выполнение общественных обязанностей председателя школьного профкома – просто загадка. И все делается не просто не хуже, а лучше, чем у других. Это от мамы ей досталось: или отлично – или никак. У Талаевой и ученики талантливые, среди которых подрастает собственная дочь Дарья, уже успевшая в свои 13 лет стать лауреатом российского конкурса, посвященного памяти Саввы Сторожевского.
То, что в нашей героине присутствует природный дар, – факт несомненный. И то, что семена легли в добрую почву, – тоже очевидно. Так, врожденную способность чувствовать музыку сама Наталья Евгеньевна развила, окончив музыкальную школу по классу фортепиано, участвуя в хоре пединститута имени Крупской, в составе которого она объехала немало городов нашей страны. В этом, думается, одна из разгадок ее учительского обаяния, особенной, мажорной ритмики ее голоса. Вообще Талаева – это пример того недоказанного пока математически, но хорошо известного из практики явления, когда, отнимая часть материи (сил, времени, например), мы тем самым увеличиваем объем этой материи. Если не этим парадоксом, то как тогда объяснить наличие сил и времени, которые Наталья Евгеньевна находит для пения в церковном хоре? Храм Преображения Господня в селе Старый Спас, прихожанкой которого она является, – один из трех в Чеховском районе, сумевших не прерывать своего служения за все годы советского правления. Сегодняшние прихожане, поднявшие его из летаргического сна, считают, что оправдать себя занятостью – дело нехитрое. Куда сложнее взять на себя великую ответственность сохранить то, начало чему положили наши предки.
В редкие минуты досуга Наталья Евгеньевна садится за пианино и поет для души романсы русских композиторов. А с недавних пор в ее квартире появилась шестиструнная гитара, пока еще «необъезженная» и ничему не наученная, но срок ее обязательно настанет.
Коварная красавица аналогия
В жизни учителя, проходящей в строгой сетке учебного расписания и планирования, подчас происходят неожиданные карамболи. Разве могла Наталья Евгеньевна предполагать, что из декретного отпуска она вынесет не только знание правил ухода за ребенком, но и программу нового для школы предмета – логики!
– Я поняла, – рассказывает Наталья Евгеньевна, – что современному школьнику необходимо иметь хотя бы общее представление о законах мышления, знание хотя бы минимальных средств, позволяющих делать верные обобщения и выводы из любой задачи. Особенно это пригодится ребятам, которые хотят заниматься научной работой.
Открытый урок Талаевой «Коварная красавица аналогия», проведенный в рамках IV подмосковного слета победителей и лауреатов областного конкурса «Педагог года Подмосковья», сразил всех присутствовавших своей гениальной простотой, наглядностью и необозримыми горизонтами для дальнейшего продвижения мысли. Легкость подачи материала, ясность восприятия будто говорили о том, что учителю такой высокий полет ничего не стоит, он привычен ему, как птице. Однако сама Наталья Евгеньевна, не тая ни от кого секретов, откровенно рассказывает, как «перетрясла этот урок 33 раза», как «обкатала» его сначала в одном классе, а затем, проведя «работу над ошибками», – в другом.
– Смысл любого открытого материала, – говорит она, – не в показухе и отрепетированности, а в обеспечении возможности для коллег приобщиться к открытию, отломить для себя кусочек «праздничного пирога». Вот у обычного школьного урока задача другая. Идя на него, учитель должен видеть перед собой одну-единственную, пусть маленькую, но главную на данный момент и четко сформулированную цель. И если ученик сумеет за 40 минут эту цель постичь – ты гений.
Немало и других секретов мастерства, которыми овладела учитель Талаева. Но она не устает повторять, что вряд ли смогла бы чего-то добиться без поддержки таких специалистов, как Валентина Ушакова из управления образования, как Дора Лыкова, Елена Круглянская из учебно-методического центра, как Ольга Шкунова – учитель года и финалист областного конкурса 2003 года. Поэтому не стала она отказываться и от роли председателя районного клуба «Педагог года». Да, хлопотно, трудно, никто не спорит. Но просто пришло время отдавать долги, и Наталья Евгеньевна делает это с радостью и по-талаевски глубоко. Клуб она видит не элитным заведением, а рабочим цехом, обогатительным производством, где путем интеллектуального воздействия в добытой руде опыта повышают процентное содержание чистого золота – искр творческого озарения. А резервы этого месторождения безграничны.
Комментарии