Сегодня обучающиеся могут самостоятельно выбрать направление своей творческой деятельности, ориентируясь на собственные интересы.
Для проектно-исследовательской деятельности по географии достаточно много возможностей, интересны и практико-ориентированны работы, выполненные с помощью компьютерных технологий. Применение таких технологий способствует формированию важной информационной компетенции. Но создание проектов с помощью геоинформационных систем в школе сталкивается с трудностями, наиболее часто встречающиеся из них – это отсутствие технических средств и необходимого программного обеспечения; недостаточная подготовка учителя в этой области, отсутствие времени для проектно-исследовательской деятельности. Несмотря на это, многие учителя заинтересованы в создании такого рода проектов, так как они имеют преимущества, среди которых новизна, интерес обучающихся, заинтересованных в работе с компьютером, расширение кругозора, конкурентоспособность проектов.Проектные работы, выполняющиеся в ГИС, можно разделить на несколько групп. Это:- проекты, создаваемые на основе готовых продуктов или картографических основ. Работа над такими проектами не требует больших усилий, программное обеспечение легко можно найти в сети Интернет (Google, «Планета Земля»). В этой группе геоинформационных систем можно выделить продукт, разработанный специально для школы, – школьная ГИС «Живая география». Эта ГИС уже имеет базовый набор карт, недостаток такой ГИС – готовая картографическая основа, изменяющаяся только в рамках работы данной программы;- проекты, создаваемые самостоятельно. Для этого используют геоинформационные системы повышенного уровня сложности, например Arc Gis. Преимущество работы с такими системами заключаются в том, что созданная таким образом карта индивидуальна и будет иметь четкое изображение.Сравнение различных ГИС-продуктов, применяемых в школеДля максимальной реализации всех возможностей обучающихся и учителя необходимо сотрудничество с организациями, работающими в ГИС. Сегодня проблему доступности ГИС решает возможность применения в обучении космических снимков или данных дистанционного зондирования Земли. Работа с ними имеет такие преимущества:- данные дистанционного зондирования Земли доступны для использования всем желающим (множество сайтов в сети Internet);- возможность расчета различных эколого-географических показателей (например, близость свалок к объектам жизнеобеспеченности и природным объектам);- возможность работать с любым участком территории Земли, отраженном на космическим снимке;- данные дистанционного зондирования Земли имеют большой охват территории и подробно отражают поверхность Земли, таким образом, с их помощью можно дать экологическую оценку территории.Для реализации проектно-исследовательской деятельности школьников по географии и экологии важное значение имеет использование ГИС и ДДЗЗ. Это направление работы не только позволяет увлечь обучающихся, но и способствует написанию качественных проектов, отражающих географические и экологические особенности территории.А.ГРИГОРЬЕВА, учитель географии школы №1631
Комментарии