Основная проблема внедрения ИКТ в учебный процесс российской средней и высшей школы – низкая компьютерная грамотность большинства школьных учителей и преподавателей вузов. Поэтому информационные нововведения, понятные и доступные почти всем школьникам и студентам, нередко встречают сопротивление со стороны тех, кто их обучает. В этом мы неоднократно убеждались на собственном опыте в процессе создания системы дистанционного обучения1 . Эксперимент, который мы проводим в школах нескольких городов России, показал, что информатизация становится понятной и встречает вместо неприятия поддержку, если начинается для большинства пользователей не с компьютера, а с мобильного телефона.
В течение последних трех лет резко возросла популярность образовательной услуги, объединяющей возможности Интернета и мобильной связи, – SMS-дневники для учеников школ. Действуя в данном направлении, ИКТ-предприниматели существенно опережают министерские «инновации». Когда школы были наполнены в рамках нацпроекта компьютерами, возникла идея и было создано специальное ПО для «электронных журналов». Но поскольку сами по себе такие журналы мало что давали, помимо непривычно трудного заполнения и отчета об очередной «инновации», идея не стала популярной.
Однако попробуйте набрать в любом поисковике сочетание «школьный SMS-дневник» – и получите тысячи ссылок! Большинство сервисов информируют родителей об оценках, прогулах и родительских собраниях, а некоторые SMS-дневники выполняют и главную функцию дневника бумажного – сообщают о домашних заданиях.
Новый образовательный бизнес заметно опережает в своем развитии педагогическое осмысление результатов применения дневника школьника в мобильном телефоне родителей учащегося. Разработчики действующих в России систем «SMS-дневник» считают, что он «не только способствует развитию чувства ответственности у школьников, но и дает возможность родителям принимать активное участие в образовании своих детей, несмотря на занятость». В то же время многие родители воспринимают школу как камеру хранения для ребенка с учебно-воспитательным уклоном.
Чтобы оценить роль SMS-дневника в системе «родители-ребенок-школа», мы провели анкетирование пользователей данной образовательной услуги в Вологде (портал http://mgushka.ru). В нем участвовали родители 50 учеников 5-9-х классов. Вот что мы узнали:
среднее время пользования родителей SMS-дневником – от месяца до полугода, при этом 18 человек подключены к услуге более одного учебного года;
средняя успеваемость школьников – между «3» и «4»;
SMS-дневник используют родители, которые проводят со своими детьми большинство выходных и регулярно помогают им делать домашние задания;
в более младших (5-6-х) классах школьники сами интересуются у родителей, какое домашнее задание те получили на свой мобильник; ученикам 7-9-х классов о домашней работе первыми чаще напоминают взрослые;
опрошенные родители больше хвалят детей за хорошие отметки, чем ругают за плохие;
и, как и следовало ожидать, в каждом классе таких родителей оказалось от 2 до 6 человек. Учителя, классные руководители могут подтвердить, что в среднем именно столько родителей проявляют реальный интерес к учебе своих детей.
Данные SMS-дневников доступны через web-сайт и по электронной почте, однако до сих пор ни один из родителей не запросил пароля для входа на сайт. Это в очередной раз доказывает, что ИКТ в школе надо вводить постепенно, поскольку подавляющее большинство активных пользователей Сети относятся к поколению школьников и студентов, но не их пап и мам, не говоря уже о бабушках и дедушках.
Большинство учителей изначально отнеслись к нововведению негативно. Однако в течение первой четверти, поняв, что дополнительной работы от них не требуется, они стали гораздо более благосклонны. Более того, многие начали подписывать на услугу почти всех своих двоечников и прогульщиков, ведь проблема «выплывающих» в конце четверти двоек здесь решается практически полностью. Также у учителей сформировался весомый аргумент в ответ на обвинения некоторых родителей «почему классный руководитель не звонил мне, когда начались проблемы?» – «Я не могу звонить каждый день, просто подключите SMS-дневник и вы всегда будете в курсе всех школьных дел вашего ребенка». Точно так же на жалобу родителя «ребенок говорит, что ничего не задано, дневник не дает, посоветуйте, что делать», учителя теперь спокойно отвечают: «Подключите SMS-дневник».
В результате введения SMS-дневников педагоги заметно самоорганизуются (регулярно заполняют журнал) – они знают, что их работу контролирует не только администрация, но и родители. Недовольства по поводу строгого ежедневного заполнения журнала никто из них не высказывал, все вопросы решаются в рабочем порядке; более того, ближе к концу четверти многие радовались, что журнал уже заполнен и не надо сидеть в школе допоздна.
Наиболее положительные изменения в учебе отмечены у «хронических» двоечников – раньше родители не догадывались о накапливающемся отставании, теперь они регулярно напоминают детям о домашнем задании и начинают беспокоиться после первой двойки. Возможно, что главный педагогический эффект заключается именно в том, что родителям постоянно напоминают о наличии у них ребенка-школьника.
На основании первого года работы мы можем утверждать, что SMS-дневники способствуют установлению обратных связей «учитель-родитель». Такие обратные связи позволяют существенно улучшить сближение семьи и школы, содействовать не только образованию, но и воспитанию детей.
Александр МОЧАЛЫГИН, аспирант, Вологда, Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, профессор СУНЦ МГУ, Москва
Комментарии