Одной из главных задач современной информатизации российской школы является не только насыщение ее новейшими компьютерами и подключение к интернету, но и развитие способности учеников грамотно и эффективно использовать коммуникационные технологии в работе с информацией. Школьники должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию. Это поможет подросткам успешно продолжать обучение в течение дальнейшей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и работать в информационном обществе, в условиях рыночной экономики.
Как известно, по заказу Министерства образования и науки РФ Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) на средства Всемирного банка реализует проект «Информатизация системы образования» (ИСО). В рамках этого крупного образовательного проекта Центром мониторинга человеческих ресурсов АНХ при Правительстве РФ ведется разработка инструмента по оценке компетентности учащихся 9-х классов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение школьниками всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и другой работе, при этом акцент делается на обобщение познавательных, этических и технических навыков.
В рамках проекта ИСО предусмотрена ежегодная оценка изменения уровня компетентности школьников в области использования ИКТ в семи пилотных регионах Российской Федерации (Республика Карелия, Краснодарский край, Пермский край, Челябинская область, Ставропольский край, Хабаровский край и Калужская область). В этом году в эксперименте участвовали более трех тысяч 9-классников. Больше всего школьников было задействовано в Челябинской области.
В Межшкольном методическом центре города Обнинска (Калужская область) мне удалось поговорить с 9-классниками, которые прошли компьютерное тестирование. На тот момент в нем приняли участие 18 учеников из обнинской средней общеобразовательной школы №6. Как выяснилось, работа состояла из 14 заданий по различной тематике (11 вопросов на 5 минут, 2 вопроса на 15 минут и один на 30 минут). Сценарий каждого задания был приближен к реальной жизни. Качество и уровень работы с выбранными ресурсами оценивались по пятибалльной шкале. Например, в 30-минутном задании на тему лингвистики брались в расчет весомость, объективность, охват материала, объем чтения, а также логическая последовательность в изложении и сохранение стиля.
После двухчасового компьютерного труда обнинские школьники встретились с главным консультантом Всемирного банка Марком Зелманом. На вопрос, как прошло тестирование, большинство 9-классников ответили, что справились с ним нормально. Незначительные затруднения были в основном связаны с тем, что не у всех школьников есть опыт работы в интернете. Затем Марк Зелман ответил на вопросы учителей и подростков и попытался объяснить, почему проект по оценке ИКТ-компетентности 9-классников внедряется в России и какие он цели преследует? Дело в том, что сегодня в мире нарастает проблема переизбытка информации, которую практически невозможно обработать. Допустим, вы захотите узнать, полезны ли прививки от гриппа, и зайдете в интернет. По словам Зелмана, для того чтобы найти в Мировой паутине точную информацию по данному вопросу, понадобится около двух лет. Получается, что достоверную информацию отыскать чрезвычайно сложно. Специалисты Всемирного банка проводили исследование в штате Огайо в школах, где стопроцентная компьютеризация. В результате выяснилось, что только 27% информации, которую школьники находили в интернете в течение учебного года, являлась достоверной. Это общемировая проблема, и она будет расти. Через 20 лет компьютеры станут мощнее нынешних в миллион раз. Поэтому тем, кто сегодня занимается проблемами ИКТ, необходимо знать, насколько человек (в данном случае школьник) способен успешно ориентироваться в цифровых пространствах.
Комментарии