«Помогите отстоять лицей!» – такими словами заканчивалось письмо учителей и родителей лицеистов из Пятигорска. Лет пятнадцать назад «Учительская газета» рассказывала об этом уникальном учебном заведении, первой негосударственной школе на Северном Кавказе. Теперь лицею потребовалась наша помощь. Негосударственное учебное заведение выселяют из здания. На улицу. Как же так? Нет, в этом надо срочно разобраться.
Пятигорск встретил снегом и метелями. У директора лицея Светланы Щербининой настроение под стать погоде.
– Вот только и делаем, что пишем письма во все инстанции, стучимся во все двери, – в голосе Светланы Кимовны явно звучат нотки горечи.
– Неужели наши дети никому не нужны?
Ну что я могу ответить ей. Видно, власти города негосударственное образовательное учреждение «Лицей-ИКС» вычеркнули из списка своих забот. Да, допустим, понадобилось городу здание бывшего детского сада, которое арендует лицей. Но как можно детей просто выбрасывать на улицу.
– Ищите себе другое здание, – заявили Щербининой в администрации города.
– Но где, подскажите, я его найду? – поинтересовалась она.
– Не знаем, ищите.
Здание детского сада лицей арендует с 1993 года. В микрорайоне с красивым названием «Белая Ромашка» в округе мы насчитали семь детских садиков. И острой потребности, как считают родители лицеистов, в еще одном учреждении для дошкольников нет. Все учительское и родительское возмущение действиями властей вылилось на меня, корреспондента из Москвы.
– Арендную плату повысили в три раза в прошлом году, полтора миллиона рублей…
– В других территориях-то совсем иное отношение к негосударственным школам. В «Учительской» вот писали, что в Краснодарском крае передали помещения в безвозмездное пользование таким школам. А у нас?..
– Да мы готовы за директором хоть в другой район ехать с детьми, раз здесь не нужны. Но куда, подскажите…
– А мой внук сегодня сказал: «Дед, пойдем на баррикады…» Что нам делать-то?
И еще я услышала много замечательного о «Лицее-ИКС». Выступали учителя, родители, выпускники. Запомнилось, как один из юношей заявил горячо: «Да меня здесь не только отличником сделали, привили вкус к знаниям, но и душу разбудили. Я навек усвоил, что совесть – это то, что мешает делать плохое».
– Конечно, мы не хотели, как говорится, выносить сор из избы, – грустно вздохнула Светлана Кимовна. – Я пыталась договориться с властями. Представляете, в последние месяцы я только и делаю, что стучусь во все двери.
– Давайте попробуем вместе, – предложила я.
И решила начать с главы города Пятигорска. Из первых уст очень важно услышать вердикт: есть ли будущее у более чем полутора сотен ребят? Ведь родители настроены решительно и отдавать детей в другие школы не намерены.
– Приемная Травнева слушает, – раздался в телефонной трубке голос. Я объяснила, кто я и на какие вопросы хочу получить ответ.
– Хорошо. Я поставлю в известность Льва Николаевича. Как связаться с вами?
Примерно через час зазвонил мой сотовый телефон.
– Вы корреспондент из Москвы? Простите, но Лев Николаевич в отпуске до второго марта…
Начальник управления образования администрации города Вера Павловна Врацкая, узнав о теме нашего разговора, сразу как-то поскучнела. Да и понятно, ей хватает хлопот с государственными школами. А тут частная.
– Да, согласна, уникальное учебное заведение, – услышала я ответ на свои вопросы, – но и другие школы не хуже.
Да, поистине возле негосударственного «Лицея-ИКС» образовался какой-то вакуум. Никому из властей до учреждения нет дела. Будто не городских детей здесь учат, воспитывают. Нет, недаром в финансовом управлении города отнесли лицей к коммерческим организациям. Родители обратились туда с просьбой о передаче в безвозмездное пользование лицею помещения на улице Зорге, дом 6, на неопределенный срок. А в ответ услышали, что это невозможно, поскольку лицей является коммерческой организацией. Пришлось предоставить чиновникам устав лицея, где черным по белому написано, что учебное заведение является по своему статусу некоммерческой организацией. Кроме обучения и воспитания детей, лицей никакой другой деятельностью не занимается.
Неизвестно, чем руководствовалось и Управление имущественных отношений, поднимая стоимость арендной платы для школы в 2007 году в три раза. В среднем по России увеличение арендной платы по публикациям в СМИ произошло на 12-15 процентов. А в Пятигорске – другой коэффициент.
– Ну не могу я бросить детей, – сокрушалась Светлана Кимовна, – Родители мне не простят. Ведь у нас особое обучение, почти индивидуальное. Вот даже взяли ребенка с ДЦП. Интеллект сохранный – выучим, надеялись.
На следующий день мы ехали в Ставрополь по завьюженной степи. И ничего мы не слышали о штормовом предупреждении. Хорошо, что вел машину надежный, закаленный в походах учитель физкультуры Владимир Анатольевич Пряженцев. С ним не страшна была непогода.
– Прорвемся. Не такое бывало, – приговаривал водитель.
Прорвались. И даже успели в Министерстве образования Ставропольского края встретиться с министром. Алла Федоровна Золотухина никакой перспективы и облегчения участи частным школам обещать не могла.
– Могу дать телефон частной школы в Ставрополе, – предложила Алла Федоровна. – У них была такая же проблема с помещением. Взяли ссуду в банке и выкупили.
– За сколько? – машинально спросила я.
– Кажется, десять миллионов… Но вы сами позвоните.
– Да где я возьму такие деньги? – вопрошала всю обратную дорогу Светлана Кимовна. – Мы и так с этой арендной платой не вкладываем денег в развитие лицея.
Ничего утешительного я своей попутчице сказать не могла. Куда идти? К кому еще стучаться?
– Все. Завтра проведем хороший день, – услышала я голос Светланы Кимовны. – Я покажу вам лицей.
– Жаль, только вы попали как раз на каникулы. Мы занимаемся триместрами, пять недель учимся, шестую отдыхаем. Но ничего, пройдемся по классам, все увидите сами.
– Да что смотреть-то, раз детей нет? – разочарованно протянула я.
– А дух-то остался, – улыбнулась моя собеседница.
На следующий день мне предстояло удивляться по-доброму. И не только неожиданным ответам и приятным встречам. В каждом классе меня встречали дети. Оказывается, во время каникул все учителя проводят дополнительные занятия. И все желающие могут прийти, чтобы восполнить те или иные пробелы в знаниях. Здесь всех умеют настроить на успех. Второклассники занимались математикой. На задней парте сидели две мамы и один папа. А Ваня, Даша и Наташа охотно и радостно отыскивали разность, сумму, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое.
В двери показалась чья-то вихрастая голова.
– Виолета Викторовна, можно я тоже порешаю?
– Проходи, конечно, садись. Но я же тебя не приглашала. У тебя ведь пятерки.
– Соскучился и пришел, – заявил отличник.
– Такое у нас часто бывает, – пояснила директор. – На дополнительные занятия приходят те, кто проболел или не усвоил тему. Но, как видите, Толику дома не сидится, пришел.
Хороший признак, когда ребята скучают по школе. От малышей мне уходить не хотелось. Как-то по-домашнему уютно все устроено в классе. Есть даже маленький диванчик в углу. Можно посидеть и даже полежать, если захочется отдохнуть, пояснили мне ребята, если устал или вдруг голова разболелась. Как там у лицейской «звездочки» Ольги Свиристельниковой сказано в стихах «Школа моя – мой дом». «В классе уютно и чисто, парты стоят пестристо, вымыта всегда доска – геометрия счастья проста».
Кстати, за все 17 лет лицей ни разу не закрывался на карантин. Лечатся недуги физкультурой, обязательным плаванием в бассейне, походами, прогулками и разумным расписанием занятий. Обо всех достижениях «Лицея-ИКС» впору труды писать. Есть над чем задуматься ученым. Конечно, коллектив особый в лицее. Физкультуру, к примеру, ведет уже знакомый нам Владимир Анатольевич Пряженцев – кандидат в мастера спорта по туризму. Впрочем, у малышей все походы еще впереди. А пока радости движения и умению владеть своим телом их учит любимая Виолета Викторовна Фомина. И занимается она с ребятами гигиенической физкультурой по новейшей методике, разработанной в Пятигорском государственном научно-исследовательском институте курортологии. Комплексная гимнастика позволяет предупредить заболевания позвоночника, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
– Так вот для чего в классе большие мячи, скакалки и всякие другие приспособления! – начинаю я восхищаться вслух.
– А мы вам сейчас покажем, как мы любим эти чудо-мячи, – улыбается Виолета Викторовна. После зарядки для ума малыши облепили чудо-шар. Надо же. Ловко и быстро прокатились все, а потом незаметно получилась красивая пирамида. Один на шаре стоит, другой поддерживает, третий на полу.
Вот вам и дух лицея! Во всех классах были ученики, несмотря на каникулы.
Шестиклассница Фатима у доски разбирала слово «счастливая». Его надо было разделить на слоги, звуки и назвать их. Девочка буквально спряталась за доску, когда я подошла поближе.
– Не робей, Фатимочка, – подбодрила ее Елена Васильевна Перевозчикова. – Все ты верно пишешь.
– Она у нас стеснительная, – пояснила учительница. – Но старается, молодец.
Конечно, в другой школе вряд ли Фатиме было бы так комфортно. А в «Лицее-ИКС» осваивают науки представители разных национальностей. Грузины, армяне, кабардинцы, чеченцы, греки, вьетнамцы, корейцы… В многонациональном сообществе не знают, что такое неприязнь, вражда. Здесь уважают и любят всех. Поистине бесценный для региона опыт накоплен в этом учебном заведении. Другой вопрос: востребован ли этот опыт?
На знамени лицея красуются три слова: интеллект, красота, совесть. Удается же растить всех ребят успешными в учебе, добрыми в делах, поступках, красивыми в целях. Кстати, по результатам ЕГЭ ученики «Лицея-ИКС» в прошлом году показали стопроцентное качество – ни одной тройки!
Учиться в лицее и трудно, и легко, так говорят ребята. Изучают лицеисты четыре языка и не устают от учебы. Очень помогает, конечно, неделя отдыха (к концу ее даже скучают по школе). Да и ежедневное расписание предусматривает и чайную паузу, и прогулку, и время на обед (очень вкусный и сытный, по-домашнему). В лицее умеют все делать разумно и красиво. Родители с удовольствием приходят и на уроки, и на вечера. Как говорят они, отдохнуть душой…
Представьте себе поэтический поединок «Стих и я», где свои любимые строки читают и взрослые, и дети. А костюмированный бал, посвященный Пушкину! А литературная гостиная для мам к 8 Марта! Красота спасет мир, любит повторять известные слова директор Светлана Щербинина. И добавляет обязательно: «И еще доброта и совесть».
Евангельские уроки доброты проводятся в форме еженедельного классного часа. И с первых дней основания лицея каждое утро у зажженной лампады перед иконами собирает всех лицеистов их духовный наставник митрофорный протоиерей Геннадий Мальцев, кандидат богословских наук. Стоят рядом лицеисты и их учителя.
– А как же представители других конфессий? – спросите вы. Не поверите, но за семнадцать лет ни одного конфликта на этой почве не было. Лицеистам по желанию родителей разрешается не посещать уроки православной культуры и этики, и утренняя молитва не обязательна. Но как заметил дедушка ученицы Айгуль (он предварительно побывал и на молитве, и на уроке): «Моя внучка будет ходить. Она должна знать православную культуру. Ведь мы живем в православной стране».
«Не теряй, мой друг, надежды в бедах и скорбях. Будет вновь светить, как прежде, солнце в небесах…» Эти свои стихи отец Геннадий просил выучить всех лицеистов. Запомнились они и мне, впечатались за те несколько насыщенных дней, проведенных в Пятигорске. И так жаль,что в городе для «Лицея-ИКС» нет места.
Пятигорск, Ставропольский край
Когда верстался номер
Родители учеников «Лицея-ИКС» 4 марта провели митинг. Готовы и к другим решительным действиям в защиту своих детей, сообщила нам в редакцию Светлана Щербинина. Один из лозунгов митингующих: «Мы не хотим остаться на улице».
От редакции
Просим считать данную публикацию официальным обращением к главе города Пятигорска Льву Николаевичу Травневу.
Комментарии