Учебный проект «Взгляд на Сергиев Посад из глубины веков» предназначен для организации творческой работы, способствующей развитию у школьников старших классов навыков проведения научных исследований в области краеведения.
Представленные в Учебном проекте материалы позволяют проводить научные исследования исторических событий и их влияния на реальную действительность, выявлять их закономерность.
Параллельно с изучением исторических событий края предполагается факультативно знакомиться с компьютерными технологиями, которые позволят учащимся пользоваться электронными информационными ресурсами и оформить результаты исследовательской работы в электронном виде.
Основополагающий вопрос:
Какое влияние Троице-Сергиева Лавра оказала на становление города Сергиев Посад?
Проблемные вопросы:
1. Какое место занимал Троице-Сергиев монастырь в оборонительной системе Москвы?
2. Почему Троице-Сергиев монастырь выстоял в осаде 1608-1610 гг.?
3. Какое политическое влияние на Русь оказал Троице-Сергиев монастырь?
4. Как повлияла иконопись на становление живописи г. Сергиева Посада?
5. Какое отражение нашел образ Свято-Троице-Сергиевой Лавры в современной живописи города?
6. Какое влияние оказала Свято-Троице-Сергиева Лавра на развитие архитектуры и зодчества Сергиева Посада?
7. Какие здания в Сергиевом Посаде самые древние?
8. Какую роль сыграла Свято-Троице-Сергиева Лавра в зарождении народных промыслов Сергиева Посада?
План проведения занятий
Материал рекомендуется изучать в течение трех месяцев.
Подготовительный этап:
1. Разработать систему информационного обеспечения краеведческой исследовательской работы (экскурсии, работа в библиотеке, встречи с интересными людьми).
2. Организовать факультативные занятия (2 часа в неделю в течение 1 года) по курсу «Компьютерные технологии» для дополнительного изучения тем (или консультаций) (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop, Microsoft Publisher (или Macromedia Dreamweaver).
Введение в тему:
Осуществляется на занятии школьного курса «Краеведение» – 1 урок (45 минут).
Организационный этап:
Формирование групп, в зависимости от выбранных учебных тем (1 занятие – 30 минут).
Постановка проблемных вопросов перед каждой из групп (1 занятие – 15 минут).
Проведение консультаций (10 занятий в течение 15 минут).
Оценка промежуточных результатов исследовательской работы (2 занятия – по 30 минут) осуществляется как преподавателем, так и учениками. Советы, рекомендации ребятам желательно отсылать в письменной форме по электронной почте.
На 4-м занятии – анализ собранной информации на соответствие выбранной теме и проблемному вопросу.
На 8-м занятии – оценка чернового оформления творческого отчета в электронном виде.
Самостоятельная работа учащихся:
Сбор информации предполагает работу с четырьмя источниками информации (» в течение 10 часов):
Письменными (книги, летописи, видеоархивы…).
Материальными (памятники архитектуры, орудия труда…).
Устными краеведческими источниками (общение с выдающимися людьми, экскурсии).
Электронными средствами поиска в Internet.
Оформление творческого отчета предполагает создание электронного документа: презентации, публикации, web-страницы (» в течение 10 часов).
Подведение итогов:
– Презентация творческих проектов учащихся.
– Обсуждение проектов.
Эта работа выполняется на 11 и 12 занятиях.
Оксана БЕЛОУСОВА, преподаватель-методист образовательного центра «Нива», г. Сергиев Посад, Московская область
Интернет-ресурс: www.nivasposad.ru
Комментарии