Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов, – это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки, 400 «Союзкиножурналов», 65 выпусков «Новостей дня», 24 событийных спецвыпуска, 67 короткометражных документальных фильмов и 34 полнометражных. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй.
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны – хроникеры войны. От них требовались особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых «горячих» местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости, но находились на передовой вместе с солдатами, воюя с ними наравне. Хотя именно операторов на фронте старались беречь, так как большинство съемок были очень и очень рискованными. Все происходило «на ходу»: точка съемки, ракурс, момент включения камеры и другие важные моменты творческого решения кадра. Благодаря самоотверженному труду кинооператоров в 1943 году в свет вышел советский документальный фильм о Сталинградской битве в Великой Отечественной войне. В этот фильм вошли киносъемки, произведенные пятнадцатью фронтовыми кинооператорами за 6 месяцев. Они дают полную картину событий битвы за Сталинград. В этом фильме впервые показаны залпы «катюши», будни защитников Сталинграда. Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход этой битвы от начала до конца, что еще раз подчеркивает важность вклада в историческое наследие фронтовых кинооператоров. Музей «Памяти фронтовых кинооператоров», который находится в одном из структурных подразделений многопрофильного лицея №1799, – место, где соединяются прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – в истории и экспонатах, ее представляющих, настоящее – в осознании истории, которое происходит при подготовке экскурсии и в процессе ее проведения, будущее – это выбор мотивов, ценностей, моделей поведения. Наш музей «Памяти фронтовых кинооператоров» особенный, потому как позволяет протянуть историческую нить между летописцами предыдущего века и современным подрастающим поколением. Очень важно знать свои корни и историю своей страны, в частности ее героев. И наш лицейский музей может предоставить детям и взрослым такую возможность. Это особая территория, где искусство, знания, открытие нового сливаются воедино.Экспозиция музея «Памяти фронтовых операторов» сформирована так, что посетитель, проходя от экспоната к экспонату, может проследить судьбу фронтового корреспондента, который покинул мирный предвоенный дом и, выдержав испытания войной, вернулся в него вновь.Идея создания музея принадлежала Юрию Моисеевичу Юдилевичу – кинооператору-документалисту, режиссеру, профессиональному фотографу. Он также преподавал фотомастерство в нашем лицее. – Я хотел создать музей фототехники как средство и подспорье в процессе обучения в лицее, но как-то раз я попал в Центральный союз документальных фильмов, где находился Музей фронтовых операторов, и заметил, что от музея ничего не осталось… Меня это огорчило, и я решил изменить характер музея, – рассказывал Юрий Моисеевич. – Сначала я придумал форму: это окна, уголок мирной жизни, полевой корпункт, защитные маскировочные сетки. Вторым этапом был отбор фотографий. Многие из них я привез из Красногорского музея. Также через фотографии очень хорошо передано эмоциональное состояние немцев в начальный этап войны, когда они ожидали скорую победу. Есть снимки блокады Ленинграда, Курской дуги, Сталинградской битвы. Третьим этапом была попытка найти настоящие атрибуты – предметы быта: письма, фотоаппараты, каски, рабочие камеры, пленки, котелки, гимнастерки – повседневную форму кинооператоров. В этом мне помогли родственники и плюс поиск по музеям и салонам. Последним и самым сложным оказалось найти фотографии с операторами. Здесь мне помогли Музей истории кино и Красногорский архив.Название музея и его тематика не случайны. Одна из профильных дисциплин в нашем лицее – основы видеосъемок и фотомастерство. История фотографии, фотоизображение, композиция, свет, схема света, основы фото- и видеодраматургии, а дальше ремесло как средство для достижения того или иного результата. Фотография и операторская работа – это такие же предметы творчества, такое же искусство, как живопись или скульптура. Только фотография, живопись и скульптура статичны, тогда как в кино мы, несомненно, можем проследить динамику процессов и движения. Главная задача музейного центра – формирование исторического сознания и музейной культуры. Историческое сознание – способность ощутить себя в потоке времени, осознать изменчивость человеческих идеалов с позиций как настоящего, так и прошлого, научиться смотреть на предмет не только глазами нашего современника, но и глазами человека прошлого. Истинная культура обязательно включает бережное отношение к предметному миру. Культура немыслима без сочувствия и сопереживания. Для творчески активного человека важно видеть предмет не только своими глазами, но и глазами другого. И именно эту идею воплощает в себе единственный в России школьный музей, посвященный памяти фронтовых кинооператоров. «Их главным оружием были кинокамеры «Аймо» и «Лейка». В годы Великой Отечественной войны они запечатлели на пленке бессмертный подвиг советского народа. Они сохранили для будущих поколений неповторимый образ нашей Победы. Летописцы, хроникеры, герои – фронтовые кинооператоры».Анна ВОЛКОВА, ученица 11-го класса многопрофильного лицея №1799
Комментарии