На протяжении текущего года представители всех уровней православного образования принимали участие в обсуждении законопроекта. В настоящий момент в правовой отдел Министерства образования и науки РФ переданы предложения от рабочей группы Русской православной церкви. Для нас важно, чтобы в законе было дано точное определение религиозного образования. Мы предлагаем прописать 3 вида религиозного образования:
Профессиональное, под которым понимается вид гуманитарного образования, осуществляемый в образовательных организациях, включая духовные образовательные учреждения, реализующих образовательные программы высшего образования, в рамках которых обучающимися приобретаются знания в области вероучения и вероисповедания. К этому виду образования можно отнести, например, ФГОС по теологии. Конфессионально ориентированное, под которым понимаются конфессионально ориентированные учебные курсы, дисциплины, предметы и модули, направленные на изучение вероучения и вероисповедания, исторических и культурных традиций религий, изучаемые в рамках образовательных программ общего или профессионального образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, в рамках дополнительных программ или иным способом. Духовное, которое направлено на подготовку священнослужителей, реализуемое в образовательных учреждениях религиозных организаций, находящихся в ведении централизованных религиозных организаций, которые создаются и деятельность которых регулируется в соответствии с Законом о свободе совести и религиозных объединениях. Поскольку эти положения принципиальны, мы надеемся, что такая логика будет сохранена законодателем.Хочу обратить внимание на два частных, но также важных и принципиальных положения. Первое касается документов о государственном образовании. На сегодняшний день духовное образовательное учреждение, имеющее свидетельство о государственной аккредитации, имеет право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования, заверяемых печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации. Мы не видим никакого смысла в подобном ограничении на использование гербовой печати. Аккредитуя образовательные программы, предоставляя духовным образовательным учреждениям право выдавать документы государственного образца, Рособрнадзор наделяет такой вуз гораздо большими полномочиями, чем пользование гербовой печатью. В этом мы видим не только логическое противоречие. На рынке образовательных услуг наши вузы в силу этого ограничения оказываются в ущемленном положении. Порой невозможно объяснить абитуриенту и работодателю, что такой диплом будет равен обычному диплому. Мы настаиваем на решении этого вопроса. Второе положение, на котором необходимо сделать акцент, касается конфессионально ориентированного образования. Речь идет о контроле за учителем и преподавателем, осуществляющими преподавание конфессионально ориентированных дисциплин, предметов, модулей. Как для православной церкви, так и для других конфессий представляется важным, чтобы учитель и преподаватель донесли до обучающихся учение, которое соответствует учению православной церкви (или другой конфессии соответственно), без каких-либо искажений. Мы отдаем себе отчет в том, что образовательный ценз учителей и преподавателей – не предмет регулирования закона «Об образовании в РФ», а скорее Трудового кодекса РФ, но тем не менее очень важно закрепить норму в законе об образовании, например, в положениях о лицензировании или аккредитации, о возможности контроля со стороны конфессий за тем, кто и что преподает обучающимся в рамках конфессионально ориентированных дисциплин. Обсуждаемый проект закона «Об образовании в РФ» должен учесть все аспекты религиозного образования, с тем чтобы законные права верующих в нашей стране не были ограничены.
Комментарии