search
main
0

Игры вокруг школьной реформы, или Новая-старая “индивидуализация”

Перегрузка школьников может возникать по разным причинам. Если взять анализ сроков обучения в разных странах по сравнению с Россией, то мы увидим, что в 39 странах мира (где проводилось международное исследование), в среднем, например, восьмиклассники на весь учебный год имеют 1140 учебных часов, то есть ежедневно в школе они работают по 6-7 астрономических часов (не уроков).

В нашей стране при 6-дневной рабочей неделе учебный год продолжается 35 недель, и за это время число учебных часов равно 945, то есть в среднем восьмиклассники ежедневно работают в классе по 5 астрономических часов, не считая перерывов (или примерно по 6 уроков). Важно отметить, что такие же восьмиклассники имеют в течение учебного года в Австрии – 1300 учебных часов; Таиланде – 1520 уч.ч.; Франции – 1290 уч.ч.; Швейцарии – 1700 уч.ч. Такой же уровень учебной нагрузки, как в России, имеют ученики в Канаде – 980 уч.ч.; Англии – 942 уч.ч.; Ирландии – 935 уч.ч.; США – 1080 уч.ч. и в некоторых других странах.
Приведенные цифры показывают, что временная нагрузка на ученика в России ниже средней нагрузки на ученика в развитых странах мира. Следовательно, причина перегрузки может скрываться в организации учебного процесса.
Планируя переход на 12-летнее обучение, Минобразование разработало проект БУПа, в котором определены перечень образовательных областей и отводимое число уроков на каждый учебный предмет в зависимости от возраста учащихся. Что же рекомендует этот план, что нового дает он для образования? Сравним его с традиционным учебным планом национальной школы СССР, учитывающим в определенной степени необходимость развития национальных культур, например, с учебным планом Узбекской ССР на 1978/79 учебный год. Во-первых, отметим, что суммарная недельная нагрузка за все 10 лет обязательного обучения возросла незначительно: с 305 до 311 уроков. В основном произошло некоторое ее перераспределение: в начальных классах она заметно возросла (что вряд ли способствует оздоровлению детей), а в V, VI, VIII и Х классах несколько снизилась.
Возникает вопрос: на что планируется использовать учебное время двух дополнительных лет при переходе на 12-летнюю школу? Для ответа на этот вопрос мы сравнили учебное время, отводимое на изучение общеобразовательных предметов за все время обучения в старой 10-летней школе и в будущей 12-летней школе согласно предлагаемому БУПу, и сделали следующие выводы.
1. Большинство заявленных в объяснительной записке задач не решено.
2. Практически на прежнем уровне осталось число уроков физкультуры, на которые возлагались основные оздоровительные функции. Таким образом, БУП своими “здравоохранительными” показателями не улучшит обстановку в школе.
3. Гуманитарная направленность школьного образования не реализована. За 12 лет обучения на предметы гуманитарного цикла отводится в сумме примерно столько же уроков, сколько раньше отводилось в десятилетке. Усиление внимания к иностранному языку (добавилось 16 учебных часов в неделю), похвальное само по себе, проблемы гуманитаризации образования в целом не решает.
4. По-видимому, гуманитарную ориентацию школы составители БУПа видели не в усилении предметов соответствующего цикла, а в крайне резком снижении естественнонаучного компонента общего среднего образования. Время, отведенное на физику, химию, биологию и географию, уменьшено в среднем на 42%. Особенно сильно (более чем вдвое) сокращено число уроков по физике. Здесь составители плана проигнорировали Концепцию естественнонаучного образования в 12-летней школе, одобренную Всероссийским совещанием учителей. Они явно порывают и со всеми традициями развития народного образования в России, отбрасывая школу на уровень ХIХ века. Такой урезанный естественнонаучный цикл в рекомендуемом плане позволил зазвучать в некоторых региональных департаментах образования страшному умозаключению – за все дополнительные уроки, необходимые для получения нормального уровня образования в соответствии со “стандартами”, будут платить родители. Таким образом, нагрузка на ученика увеличится, так как родители заинтересованы в том, чтобы ребенок получил качественное образование. Но теперь это будет платное обучение. Вывод весьма выгодный для коммерсантов от образования, но не для государства.
5. За все время обучения в средней школе на изучение базовых предметов раньше отводилось 305,5 недельных часа, а в 12-летней школе – 279 недельных часов. Но, учитывая приведенные выше выводы, приходится констатировать, что практически все учебное время, полученное за счет увеличения сроков обучения на 2 года и разрушения естественнонаучной составляющей школьного образования, отведено на школьный и ученический компоненты Базисного учебного плана. Таким образом, вся школьная реформа реально сведена лишь к “индивидуализации” образования. Здесь составители Базисного учебного плана явно не следуют “прогрессивным тенденциям развития школьного образования в зарубежных странах”, а слепо копируют старый учебный план массовой школы США. При этом не учитывается, во-первых, что массовая школа США является далеко не самой сильной среди школ других стран, а во-вторых, что последние десятилетия правительство США пытается реформировать американскую школу (в том числе усилив естественнонаучный компонент образования и ослабив его “индивидуализированность”).
Мы убеждены, что такой учебный план ни в коем случае нельзя допускать в школы.
Что же следует изменить в этом учебном плане, чтобы он действительно обеспечивал организацию качественного учебного процесса? Мы предлагаем небольшие, но существенные изменения, на которые обращаем внимание читателей.
1. Снять деление на образовательные области, так как это деление вносит неопределенность в выбор учебных предметов.
2. Расформировать школьный компонент “Базисного учебного плана” в 1-10-х классах, так как он приводит к негласному фактическому профилированию начальной и основной школы в том возрасте, когда дети еще не смогут что-либо выбирать, а выбирают родители, что нарушает права ребенка. Фактически эти уроки распыляются, теряется еженедельно в каждом классе по 2-3 урока. В старших же классах средней школы для профилирования при нормальном распределении основного учебного времени по всем школьным предметам достаточно оставить в 11-х и 12-х классах по 6-8 уроков еженедельно, а не по 10, как это планируется.
3. В пояснительной записке к БУПу необходимо четко оговорить, что общее число предметов, изучаемых школьником за все время обучения в школе, не должно превышать определенного максимума. Анализ учебных планов российских школ за последние 50 лет показал, что общее число учебных предметов менялось от 14 до 18. Сейчас наблюдается тенденция ввести на уроки различную кружковую тематику, сделать одночасовые курсы, эффективность которых крайне низкая. И главное, в старших классах профилирование не должно привести к разрушению фундаментальности общего образования, выгодно отличающего современную российскую школу.
4. Сократить ученический компонент, предназначенный, по мнению составителей, для проведения поисково-исследовательской и активно-двигательной деятельности, а также для консультаций с учителями. Но первая задача должна реализоваться в работе кружков, спортивных секций и т.п., методика организации которых проверена практикой и соответствует интересам детей, а уроки эту деятельность только формализуют. Что касается консультаций, то практика показывает, что к учителю должны приходить ученики, почувствовавшие необходимость в этой консультации. В этих условиях на проведение консультаций еженедельно в каждом классе вполне достаточно 1-2 уроков.
5. Восстановить естественнонаучную составляющую общего образования, увеличив отводимое на изучение естественных предметов учебное время хотя бы до уровня, предусмотренного в Концепции естественнонаучного образования в 12-летней школе: на химию – 5 часов в основной и 4 часа в старшей школе;
на биологию – 6 часов в основной и 4 часа в старшей школе;
на физику и астрономию – 8 часов в основной и 4 часа в старшей школе.
6. В пояснительной записке к “Базисному учебному плану” указать, что в начальных классах вопрос о пяти- или шестидневной неделе должна решать каждая конкретная школа, так как для детей младшего школьного возраста тесный контакт с родителями еще очень важен. Но в основной и старшей школе целесообразно сохранить шестидневную рабочую неделю. Это обеспечивает более равномерное распределение учебной деятельности ученика (на чем настаивают и врачи). Кроме того, далеко не все ученики, к сожалению, умеют организовывать свой культурный досуг.

Нина ГЛАДЫШЕВА,
доктор педагогических наук,
Игорь НУРМИНСКИЙ,
доктор педагогических наук

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте