Великая Отечественная война в компьютерных играх: стоит ли относиться к ним серьезно? Задымленные поля сражений, армады танков и самолетов Второй мировой все чаще мелькают на экранах мониторов. В сознании многих молодых людей представление о войне формируется через игру. И от того, насколько ответственно будут относиться к своей продукции разработчики игр, зависят свойства исторической памяти юных игроманов в будущем, когда они повзрослеют. О развитии военных компьютерных игр, их месте в «игровой иерархии» России мы расспросили редактора раздела Strategy журнала «Навигатор игрового мира» Владимира Веселова, в прошлом – офицера-подводника.
– Владимир, наверное, для вашего журнала тема игр, связанных с Великой Отечественной, представляет особый интерес?
– Давно замечено, что многие ребятишки усваивают историю не по школьным учебникам, а по книгам, кинофильмам, а теперь и по компьютерным играм. Например, о Ришелье широкие массы знают только потому, что он выведен в романе Дюма, войну 1812 года многие представляют себе такой, какой она представлена в «Гусарской балладе», а высадку в Нормандии по игре WW II: Frontline Command. Но для писателей, киношников и игроделов история, по выражению Дюма, «всего лишь гвоздь, на который я вешаю свой плащ». Иногда этот «гвоздь» оказывается совсем скрыт «плащом», настолько исторические реалии искажаются фантазией авторов.
Мы давно обратили внимание на слишком уж вольное обращение некоторых разработчиков с историей Второй мировой войны и начали публиковать материалы на тему «Как это сделано в игре и как это было на самом деле». Эти материалы были встречены читателями весьма благосклонно. Оказалось, что многие из них и сами замечали вопиющие «ляпы» в некоторых играх.
– Как на протяжении последних лет развивался мир игр, связанных со Второй мировой войной?
– Первоначально тема Второй мировой была представлена исключительно в так называемых варгеймах. Этот весьма специфический жанр ориентирован на тех, кто любит и знает историю войн, так что тема им была близка и понятна. Широкие же массы игроков предпочитали игры с фантастическими сюжетами. Однако в середине 1990-х привычные сюжеты оказались исчерпаны, и разработчики обратились к теме Второй мировой.
Наиболее качественной из этих игр оказалось наше «Противостояние». Можно смело сказать, что эта игра стала своего рода стандартом тактических игр на военную тему. В настоящее время Вторая мировая присутствует во всех жанрах компьютерных игр: «шутерах», «варгеймах» нового поколения (Combat Mission), RTS, «квестах».
Не могу не отметить, что в последнее время разработчики стали значительно грамотнее подходить к разработке таких игр. Уже невозможно представить себе игру, в которой немцы в 1939 г. раскатывали бы на «Тиграх» и «Пантерах».
– Когда в этот мир вошли, в каких жанрах, и какое место в нем заняли российские игры?
– Как я уже говорил, первой российской игрой на тему Великой Отечественной была RTS «Противостояние». Но судьба этой игры сложилась не очень удачно. Было продано приличное количество копий, выпущено дополнение, начата работа над второй частью, но тут вмешался кризис 1998-го. Правда, команда разработчиков, хотя и потеряла почти всю прибыль (игра была ориентирована исключительно на внутренний рынок), смогла сохранить свой творческий потенциал, но работать была вынуждена уже на западный рынок. Вот почему следующая их игра (Sudden Strike, в России «Противостояние 3») пришла к нам как бы «из-за бугра». Российский издатель был вынужден покупать права на российскую игру у немецкого издателя. Впрочем, на качестве игры это не отразилось.
Следующим прорывом стал Ил-2. Причем прорывом весьма успешным. В настоящее время эта игра стала эталоном авиасимуляторов. Ну и, наконец, весьма удачным отечественным проектом стала «Операция Silent Storm», которая показала, что и в жанре тактических симуляторов нашим разработчикам есть что сказать.
При этом в играх, выпускаемых на Западе, Восточному фронту уделяется минимум внимания. Это вполне понятно, западные фирмы делают игры для западных игроков, им интересно повоевать «за своих». Поэтому есть бесчисленное количество игр, посвященных высадке в Нормандии, боям в Северной Африке или на Тихом океане, а битва под Москвой, Сталинград или Курская дуга встречаются разве что в виде исключения. Тем отраднее выход наших игроделов на зарубежный рынок.
Благодаря таким играм, как «Ил-2 штурмовик», «Блицкриг», «Противостояние 3», западные игроки имеют возможность оценить масштабы войны в России, так что, думается, в скором времени делать игру о Второй мировой и не включить в нее русскую кампанию станет дурным тоном.
– Что сейчас находится в производстве в России и на Западе, какие игры ожидаются?
– Самым ожидаемым проектом на эту тему сейчас является «Вторая мировая». Это очень масштабная игра, в которой представлены практически все сражения с сентября 1939-го по май 1945-го. Игра очень красивая (в ней используется модернизированный движок летного симулятора Ил-2), но, самое главное, исключительно достоверная. Все параметры боевой техники весьма близки к реальным, местность, на которой придется сражаться, воспроизведена с почти фотографической точностью.
Игроки, которым полюбился «Блицкриг», с нетерпением ждут вторую часть этой игры, в которой все должно быть еще лучше, красивее и интереснее. Кроме того, сейчас в разработке находится несколько «детей «Блицкрига» (в них используется движок этой игры), самая многообещающая из которых – «Сталинград». Это весьма любопытный проект, разработчики решили воспроизвести Сталинградскую битву со всей возможной реалистичностью. По архивным документам и фотографиям предельно точно воссоздается план Сталинграда на разных этапах сражения, а состав и силы сторон будут соответствовать реальным.
Весьма любопытной обещает быть игра «Морской охотник». В ней игроку будет представлена возможность командовать боевыми катерами Второй мировой на разных театрах войны. Стоит также отметить украинскую игру «В тылу врага», которая чем-то напоминает Commandos, но дает игроку большую свободу.
– Что пишут вам читатели по поводу игр о Великой Отечественной войне?
– В большинстве случаев оценки читателей совпадают с нашими. Разногласия возникают преимущественно тогда, когда мы ругаем какую-то игру за то, что в ней искажается историческая правда, принижается роль СССР и преувеличивается вклад западных союзников. Некоторые читатели пытаются нам доказать, что «игры – это игры, и не стоит к ним относиться слишком серьезно». Мы же, напротив, полагаем, что игры – это серьезно, и не стоит относиться к ним, только как к играм.
Комментарии