Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, ребенок всегда был увлечен певческим процессом.
Каждый наш урок начинается с выполнения вокально-тренировочных упражнений, включающих игровую деятельность, и комплекса специальных творческих зданий, которые не только разогревают голосовой аппарат, но и формируют музыкальное мышление:1) артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию;2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. В самом начале используются игры на дыхание без звука;3) упражнения-игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяуканье, хрюканье, кукование, шипение), звукам окружающей среды (тиканье, капанье, гудение, вытье, скрипение). Игры помогали ребенку воспроизводить интонации различной высоты.Речевые упражнения помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию и артикуляцию, исправлять речевые дефекты, они позволяют ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. А это значит, декламировать тексты песен в темпоритме, выразительно их читать. И работать над скороговорками в различных вариантах говорения – от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого.Учитывая конкретность и образность мышления младших школьников, с целью достижения наилучших результатов в процессе развития у них музыкального мышления нами применяются упражнения-попевки с простым, ясным мелодическим и ритмическим рисунком. В распевании на одном уроке использовалось не более двух попевок. Они были разнообразными по вокально-техническим задачам, с тем чтобы обеспечить развитие музыкального мышления, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых складок и артикуляционного аппарата.В индивидуальный репертуарный план учащегося, который составлялся в строгом соответствии с его голосовыми данными, с учетом его психофизиологических особенностей (память, мышление, воображение, эмоциональность), входят, как правило, разнохарактерные произведения. В процессе освоения песен определенное внимание уделялось точности музыкального и словесного текстов.При пении дети должны относиться к звуку как к живому существу, рождающемуся внутри организма, обращая внимание на его путь через все резонаторы. Слово или даже один слог можно пропеть ласково и нежно, с обидой, восторженно, задорно, требовательно. В процессе освоения песни ребенка необходимо подводить к целостному постижению образа произведения, то есть к высокому уровню развития музыкального мышления. О достижении этого уровня учащимися мы будем судить по его динамической палитре, тембру голоса, дикции, артикуляции, ритму, темпу. Достижением высокого уровня будет осмысленно-образное исполнение учащимся каждого куплета песни, соответствующее ее характеру.Юлия СОЛОВЬЕВА, учитель музыки школы имени Н.М.Карамзина
Комментарии