Цель: ознакомить детей с логическими задачами и способами их решения, формировать позитивное отношение к умственному труду.
Ход классного часаI. Интерактивная беседа по теме «Почему нам нравятся детективы?»Классный руководитель: Ребята, ни для кого не секрет, что самые популярные книги и фильмы – это детективы. Как вы думаете, почему?Примерные ответы детей:Потому что в реальной жизни сейчас тоже много преступлений.Потому что там есть захватывающий сюжет.Читатель или зритель как бы участвует в расследовании, может догадаться, кто преступник.Интересно следить за ходом расследования, за поиском преступника.Нравится, когда побеждает справедливость, преступник наказан. В жизни не всегда справедливость торжествует. Классный руководитель: Действительно, многие любят детективы именно за то, что в них есть какая-то логическая задача с ответом в конце. Такие логические задачки в повседневной жизни людям приходится решать нечасто. А мозг человека постоянно требует материала для работы, буквально жаждет пищи для ума. Мозг человека – это очень мощный инструмент. Но если им не пользоваться, этот инструмент может заржаветь, прийти в негодность. И оттачивать мозг лучше всего на решении логических задач.II. Демонстрация «Как решать логические задачи»Классный руководитель: Сегодня мы и будем решать такие задачи, назовем это играми разума. Это игры для ума. Они развивают наше мышление, логику, интеллект. Логические задачи, с которыми вы сегодня ознакомитесь, лучше всего решать с помощью таблиц. У вас на партах лежат листочки с условиями задач. С первого взгляда эти задачи могут показаться неразрешимыми. Но не торопитесь сдаваться – поработайте головой. Сейчас я покажу вам, как можно решить первую задачку. Условие задачи: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Квас находится: 1) в бутылке; 2) стакане; 3) кувшине; 4) банке; 5) бутылке или кувшине».Для начала рисуем такую таблицу:Затем внимательно читаем условие и ставим в соответствующих ячейках значок «минус» или «плюс».Учитель читает условие, объясняет действия, один из учеников ставит минусы или плюсы в таблице на доске.Классный руководитель: Вода и молоко не в бутылке (ставим минусы в соответствующих ячейках).Сосуд с лимонадом стоит между кувшином (значит, в кувшине не лимонад, ставим минус) и сосудом с квасом (значит, в кувшине не квас, ставим минус).В банке не лимонад и не вода (ставим минусы).В столбике «Банка» только одна свободная ячейка – «Квас» (ставим плюс).В строке «Квас» две пустые ячейки – «Бутылка» и «Стакан» (ставим минусы, так как квас находится в банке).В строке «Вода» одна пустая ячейка – «Стакан» (ставим плюс).В столбике «Стакан» одна пустая ячейка – «Лимонад» (ставим минус, так как в стакане вода).В столбике «Бутылка» осталась одна пустая ячейка «Лимонад» (ставим плюс).После этого сразу становится понятно, какие напитки находятся в сосудах. А значит, задача решена. Таблица приобретет такой вид:III. Игры разумаКлассный руководитель: А теперь попробуем сами решить такие задачки – дадим поиграть нашему уму. 1. Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый. Дайте ответы на следующие вопросы: 1) Из бумаги какого цвета вырезан квадрат? 2) Из бумаги какого цвета вырезан круг? 3) Из бумаги какого цвета вырезан ромб? 4) Из бумаги какого цвета вырезан треугольник?2. В лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша не Герасимов, отец Володи инженер. Володя учится в 9-м классе. Герасимов учится в 5-м классе. Отец Иванова слесарь. Фамилия Володи: 1) Иванов; 2) Семенов; 3) Герасимов; 4) Иванов или Семенов; 5) Семенов или Герасимов.3. Боря, Витя, Гриша и Егор встретились на олимпиаде. Ребята приехали из разных городов: один из Твери, другой из Омска, третий из Томска, а четвертый из Казани. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Казани, и ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Томске. Гриша играл в одной команде с мальчиком из Твери, а против них обычно сражался приятель из Казани. Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы. Город, откуда приехал Витя: 1) Тверь; 2) Омск; 3) Томск; 4) Казань; 5) определенно сказать нельзя.4. В оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?5. Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда – тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:- Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме;- парижанка не снимается в кино;- та, которая живет в Риме, певица;- Линда равнодушна к балету.Где живет Айрис и какова ее профессия?6. В поезде Москва – Ярославль едут пассажиры Иванов, Петров, Сидоров. Такие же фамилии имеют машинист, электрик и кондуктор бригады поезда. Известно, что: 1) пассажир Иванов живет в Москве; 2) кондуктор живет на полпути от Москвы до Ярославля; 3) пассажир, однофамилец кондуктора, живет в Ярославле; 4) пассажир, живущий ближе к месту жительства кондуктора, чем другие пассажиры, точно втрое старше кондуктора; 5) пассажиру Петрову в тот день исполнилось 20 лет; б) Сидоров (из бригады) недавно выиграл у электрика партию на бильярде. Какая фамилия у машиниста?7. Три одноклассника – Влад, Тимур и Юра – встретились через 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой – физиком, а третий – юристом. Один полюбил туризм, другой – бег, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм у него нет времени, но его сестра – единственный врач в семье – заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?IV. Заключительное словоКлассный руководитель: Наш классный час подходит к концу. Но игры разума продолжаются. Самой большой наградой в них является радость решения, когда хочется, как и Архимед, воскликнуть «Эврика!».V. Подведение итогов (рефлексия)Классный руководитель: Удалось ли вам испытать радость открытия? С чем можно сравнить это чувство? Примерные ответы детей:Радость открытия – это приятно, но и азарт во время решения тоже сильное чувство.Чувствуешь себя Ломоносовым!Такой прилив сил – начинаешь верить в себя.Чувствуешь себя победителем.Лариса МИНАЕВА, учитель биологии Мещерской средней школы Московской области
Комментарии