«С самого начала дистанционного обучения мы старались много заниматься: выполняли все задания воспитателей, участвовали во всех онлайн-занятиях специалистов, общались с детьми группы по видеосвязи. Но этого было недостаточно. Наши дети все время просили: «Давайте будем играть! Мы уже хотим играть! Дайте нам планшет», – делились впечатлениями наши родители во время самоизоляции.
Многие из них отмечали, что их дети особенно увлекаются компьютерными играми, их невозможно оторвать от гаджетов, переключить. Ребята перестали играть в свои традиционные игрушки, увлечены компьютерными играми, могут играть часами, не отвлекаясь. И если прервать игру, то они сердятся, спорят со взрослыми, и в семье возникает разлад. А ведь родителям еще самим необходимо выполнять свою работу, и на это требуется время!
– Почему компьютерные игры так увлекают наших детей?
– Как сделать так, чтобы они развивали, а не вредили ребенку?
– Что придумать взрослым, чтобы кроме компьютерных игр малыши познавали мир через разнообразные игры и игрушки?
– Какие игры в домашних условиях можно предложить дошкольнику?
– Как эффективно общаться с детьми во время самоизоляции?
На все эти и многие другие вопросы о роли игры в развитии современных детей мы попытались ответить нашим родителям на онлайн-консультациях «Играем от души, играем вместе». И вот к каким выводам мы пришли в результате многочисленных дистанционных дискуссий и дебатов.
Компьютерные игры так быстро увлекают детей, потому что они яркие, красочные и создают иллюзию собственной значимости при минимальных затратах. В процессе игры дошкольник погружается в мир фэнтези, такой привлекательный и беспроблемный по сравнению с реальным миром. Если ребенку вместо общения со взрослым постоянно предлагать гаджеты с играми, то очень быстро реальная жизнь станет ему неинтересна. Именно эти условия могут препятствовать полноценному развитию психики ребенка.
«Так, может, нам их совсем запретить?» – спрашивают родители у педагогов.
Конечно же, нет! В современном мире, насыщенном электронными устройствами, это невозможно. Ведь компьютер – часть нашего быта, нашей жизни. Задача взрослых не запрещать, а правильно использовать компьютерные игры в разумных пределах для полноценного развития и обучения наших детей. Прежде всего родителю необходимо понимать, к какому виду относится та или иная игра. Наименее опасны для дошкольников аркадные игры – с простой графикой и звуком, они не вызывают у малышей длительной привязанности.
Наиболее опасны «стрелялки», «бродилки», основанные на насилии и агрессии. Такие игры негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и являются причиной его повышенной агрессии, вызывают быструю зависимость.
Чтобы компьютерная игра была без негативных последствий для ребенка, родителю необходимо строго контролировать выбор жанра игры, содержания, системы управления и уровень сложности. Предпочтение необходимо отдавать играм с исследовательским содержанием, развивающим познавательную активность. К таким играм относятся логические игры (головоломки), игры-эксперименты, обучающие игры – на формирование математических представлений, разнообразные графические редакторы – «рисовалки», раскраски, «конструкторы».
Во время консультаций педагогами совместно с родителями разработана и принята памятка по использованию компьютерных игр для детей.
А чтобы контроль не сводился к тотальной слежке, порекомендовали родителям установить программу родительского контроля, благодаря которой появляются только игры, соответствующие возрасту, настраиваются время и временной интервал нахождения за гаджетом, использовать детский Ютьюб, домен .дети, где их пребывание в Интернете комфортно и безопасно.
Использование памятки, по откликам родителей, помогло им и детям нормализовать детско-родительские отношения, улучшило взаимодействие педагогов и родителей.
Следующим нашим шагом стало обучение родителей совместным разнообразным (не компьютерным) играм с детьми. Мы ознакомили их с видами игрушек и игр, которые необходимы дошколятам. Родители поделились друг с другом опытом организации игровых уголков для ребенка дома, рассказали о любимых игрушках своих детей. Во время видеоконференций наши воспитанники с удовольствием демонстрировали свои игровые уголки и любимые игрушки.
Затем педагоги предлагали взрослым поиграть вместе с детьми в следующие виды игр: настольно-печатные, игры-имитации, подвижные, сюжетные. Родители с трудом осваивали игровые технологии, но их приободряли огромный интерес и активность детей. Наши ребята с большим удовольствием стали делиться с воспитателями, во что они играют с мамами и папами дома.
– Лед тронулся, – заметили наши педагоги и перешли на другой уровень взаимодействия с родителями – организовали флешмоб «Дефиле игрушек».
На первом этапе, во время видеоконференции, дети показывали свои любимые игрушки, рассказывали о них своим друзьям. Затем вместе с родителями дети придумывали и мастерили костюмы любимой игрушки, а их родители записывали ее презентацию в виде ролика. А педагоги смонтировали фильм «Дефиле игрушек #Сидим дома».
На подиум под музыку выходили черепашка-ниндзя и русский богатырь, трансформер и мушкетер, куклы и кошечка, три кота и свинка Пепа. Эмоциям и восхищению детей и родителей не было предела!
«Игры разные нужны, игры всякие важны» – наше педагогическое кредо!
Наталья ВАХНИНА, педагог-психолог школы №1945 «Синяя птица»
Памятка
1. Оговаривайте заранее время игры ребенка на компьютере:
4,5-5 лет – 10-15 минут; 5-6 лет – 15-20 минут; 6-7 лет- 20-25 минут в день!
2. Нельзя играть перед сном!
3. Играйте вместе с ребенком в разные игры и игрушки, показывая свой личный интерес к ним (сюжетные, спортивные, музыкальные, конструкторы).
4. Игра на компьютере не должна быть в ущерб общению с взрослыми и сверстниками.
5. Нельзя играть в компьютерные игры в ущерб другим занятиям, играм!
6. Не следует поощрять детей компьютерной игрой.
7. Не нужно самим взрослым длительно играть при ребенке.
8. Не забывайте поддерживать эмоциональный контакт и доверительные отношения с ребенком!
Комментарии