Главным мотивом XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино, что традиционно проходит в Суздале весной, стала игра. Она была везде. Так, фойе Турцентра, где по своему обыкновению обосновались мастера анимации и их гости, украшала огромная шахматная доска с фигурами, у которых появились лица известных мультипликаторов: Норштейна, Назарова, Хржановского, Демина, Алдашина, Максимова. Эмблема фестиваля, меняющаяся каждый год, но сохраняющая главных героев – девочку и гуся, тоже напоминала об игре. В этот раз образ был двойной: девочка и заводной гусь, или гусь, играющий кукольной девочкой-марионеткой. Но основная интрига разворачивалась, конечно же, на экране, где за призы фестиваля боролись около сотни мультипликационных лент.
Мультфильмы на гастроляхИтак, фестиваль начался. И случилось это не на церемонии открытия: еще раньше на 150 площадках по всей стране – в Ялте и Оренбурге, Волгограде и Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, Курске, Пскове – стартовала большая программа «Открытая премьера», куда вошли и конкурсные, и внеконкурсные фильмы. Одними из первых городов, принимавших «Открытую премьеру», стали Александров и Лакинск Владимирской области. Туда приехали детские писатели Наталия Семенова, Алина Соколова, Елена Нестерина и Елена Усачева. Они рассказывали о том, как делаются мультфильмы, какие книжки ложатся в основу киноисторий, а еще играли с ребятами, много смеялись и дарили подарки. Главными подарками здесь были книги и мультфильмы, новенькие, никем еще не виденные.18 часов 45 минут 23 секундыВ прошлом году конкурс Суздальфеста прошел без полнометражных фильмов – единственной вышедшей ленте было просто не с кем соревноваться. Этот сезон подарил нам 8 новых работ, из которых 6 попали в конкурс, забрав львиную долю просмотрового времени. Победила «Снежная Королева. Перезаморозка», самый коммерчески успешный проект последних лет. Еще было много сериалов. В прошлом году запустилось 27 новых проектов – фантастическое количество! 16 попали в суздальский конкурс. Были среди них и откровенные подражания американским образцам, и добрая честная работа с прицелом на зрителя и прибыль. А вот авторской анимации, тех самых коротких мультфильмов, ради которых, собственно, фестиваль когда-то и создавался, этот год преподнес немного. Тем не менее, если верить подсчетам самых дотошных зрителей, непрерывный просмотр конкурсной программы занял 18 часов 45 минут 23 секунды! Из них на долю короткометражных работ выпало 11 часов. А ведь были еще жаркие обсуждения картин с их создателями, обширная деловая программа – мастер-классы, лекции и круглые столы, посвященные острым проблемам современной анимации и профессиональному образованию в отрасли, вечерние концерты. В жюри пригласили знаменитого барда Сергея Никитина. Конечно же, он приехал в Суздаль с гитарой. Среди гостей праздника был и Юлий Ким. Увидеть двух мэтров на одной сцене большая удача.Нелегкое чтивоАнимация в сознании людей прочно связана с детством. Но в этом и кроется то ли главная интрига, то ли главное условие игры, то ли главное еще что-нибудь, потому как на деле это кино изначально задумывается не только и не столько для детей. Анимация – это мироощущение взрослого создателя, художественно переосмысляющего действительность. Конкурс Суздальфеста и его победители раз за разом напоминают: нет, мультипликация – это не легкое чтиво, не развлечение в минуты детского досуга, но высокое искусство. Вспомнить хотя бы «Молоко» Игоря Коваля, «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, «Заснеженного всадника» Алексея Туркуса, «Подарок» Михаила Дворянкина. Все это серьезные авторские высказывания, где в центре стоит человек, его сложные эмоции и философские противоречия.Уже много лет суздальскую программу формируют с учетом возрастных ограничений. Фильмы с грифом «0+» и «6+» показывают утром и днем, «12+» и «18+» – вечером. Самые сильные мастера, как правило, сходятся в категории «для тех, кому за». В зрительный зал на эти сеансы трудно попасть: всем хочется посмотреть новые работы лидеров на большом экране.Именно «в вечер аншлагов» свою очередную историю о любви (на этот раз о любви к жизни) представил Иван Максимов. «Скамейка №0458» – это просто парк, просто скамейки, на которых кто хочет, тот и сидит, проводя свободное время на свое усмотрение. Игорь Мельников и Наталья Мирзоян в фильме «Люк» предупредили о том, сколь опасно может быть излишнее любопытство: обнаружив в квартире неизвестный люк, не спешите его открывать, а то мало ли что… Фильм получил диплом жюри в категории «Лучший короткометражный фильм» с формулировкой «за открытие соседних миров».Возможно, не стоит так уж вглядываться и вдумываться в фильм – победитель фестиваля – «До любви» Игоря Ковалева. Главное в этой картине – настроение, стиль, драматургия. Это история о жажде любви, о ее поиске, о том, что мир не всегда готов принять твое счастье. Интересно, что в тот момент, когда в Суздале вручали Гран-при и в зале гремели овации, на Интернациональном фестивале анимационного кино в Утрехте (Голландия) «До любви» также присудили главную награду.Больше всего призов собрала лента «Питон и Сторож» Антона Дьякова, рассказ о похождениях двух странных и непохожих друг на друга героев – сторожа зоопарка и питона. Сам режиссер рассказал, что на создание мультфильма его подтолкнула заметка в газете, где рассказывалось, что из зоопарка сбежал питон, предварительно загипнотизировав сторожа. Этот фильм получил Специальный приз жюри с формулировкой «за юмор и авантюризм», приз Гильдии киноведов и кинокритиков, стал лучшим фильмом в профессиональном рейтинге. Это значит, что Антон Дьяков на ближайший год заработал титул президента фестиваля. В очередной раз выходя на сцену, режиссер с улыбкой заметил, что чувствует себя грабителем, отобравшим у других все призы.Но это, конечно, не так, потому что были и другие награды. Картины Марины Карповой – «Медвежьи истории», «Шиш», «Коровка» – полны любви и внимания к миру детства. В этом году ее «Мама-цапля», лирическая сказка о беззаботной птице, в силу обстоятельств «усыновившей» сначала утенка, потом щенка и медвежонка, признана лучшим короткометражным фильмом. Лучшим фильмом для детей названа «Морошка» Полины Минченок – сказка о девочке, пожалевшей страшного волка. Интересно, что и «Морошка», и «Мама-цапля», и «Питон и Сторож», и многие другие фильмы, получившие призы жюри, сняты на «Союзмультфильме», что, без сомнения, говорит о долгожданном возрождении прославленной студии.Главная гордость фестиваля последних лет – студенческие работы и фильмы-дебюты. Именно они долгое время играли первую скрипку, иногда оказываясь сильнее и интереснее работ мастеров. Студенческих картин стало поменьше, да и на дебюты теперь смотрят прохладнее. А все потому, что ярких прорывов, которых все ждут с таким нетерпением, уже многие годы не случается. После удачных дебютов многие режиссеры уходят в коммерческую анимацию – снимают сериалы и полнометражные ленты, чем и объясняется успех этих категорий, а на авторские проекты не остается ни времени, ни сил, ни желания.Победителем в номинации «Лучший студенческий фильм» объявлен «Два друга» Натальи Чернышевой – история о том, как порой трагически непросто нам понять друг друга. В категории «Лучший дебютный фильм» награда у «Кораблик прошлых лет» Георгия Богуславского. Лидером среди сериалов признан проект «Ми-ми-мишки», серия «Лучшее место в мире».Чистое искусствоМартовское солнце гнало аниматоров на улицы древнего Суздаля, который в этот раз занесло снегом и прихватило морозцем. Юрий Норштейн по своей всем известной привычке отправлялся в марафонские забеги на лыжах, возвращаясь в зрительный зал разрумянившимся и счастливым. Андрей Хржановский предпочитал ледяной действительности теплый бассейн. Юлий Ким с Сергеем Никитиным совершали долгие пешие прогулки. А поэт и исполнитель Любаша, большая умница и трудоголик, исколесила всю Владимирскую область, встречаясь с детьми.Игра набирает силу, ведь за окном не простой год, а Год кино. Ее величество анимация продолжает миловать своим вниманием и казнить равнодушием. Сегодняшние победы говорят о том, что наша мультипликация (коммерческое кино мы в игру не берем) уже давно перешла в разряд чистого искусства, где нет таких категорий, как «нравится – не нравится», а есть интуитивное понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Когда руководителя студии «Союзмультфильм» режиссера Михаила Алдашина попросили прокомментировать работу обладателя Гран-при, он развел руками и ответил кратко: «Это просто хорошее кино». Вот и весь разговор.Суздаль, Владимирская область
Комментарии