search
main
0

Игры на уроке

Сбор грибов

На столе лежат карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Карточки перевернуты. На каждой проставлен номер. Слова с безударной гласной “о” обозначают съедобные грибы. К доске выходят два ученика. Учитель читает слова: 1) дома; 2) столы; 3) старик; 4) вода; 5) носки; 6) страна; 7) городовой; 8) стоят; 9) тащил; 10) дареный; 11) скворец.

Ученики берут карточки с номером слова с безударной гласной “о”. Тот, кто больше набрал грибов, выигрывает.

Нина БАТАНОВА,

учитель начальных классов средней школы # 10

Миасс,

Челябинская область

Душа обязана трудиться

Однажды мой знакомый учитель русского языка и литературы рассказал мне, как на его уроке, едва он попросил класс прокомментировать слова Зои Космодемьянской “Это счастье – умереть за свой народ!”, один из учеников покрутил пальцем у виска.

“Не мудрено, – подумал я тогда, – для иных высшее счастье – клубничная жвачка во рту…”

Я не раз наблюдал, как дети моих знакомых и приятелей не находят себе места от постоянной скуки. Они периодически меняют увлечения, хобби, друзей, иногда даже школу. Рано начинают интимную жизнь и пробуют наркотики. Но все без толку! Не находя покоя и удовлетворения ни в чем, они мечутся, как затравленные зверьки, всюду испытывая беспредельную тоску. И все потому, что лишенная развития душа их остается на уровне новорожденного – несовершенная, но чувствующая свою ущербность и потому мятущаяся.

Как ей помочь?

Главная роль в духовно-нравственном воспитании школьников принадлежит гуманитарным дисциплинам. И педагогам-филологам я посоветовал бы следующее.

Первое. Сосредоточить больше внимания и времени на изучении не сатиры и юмора, басен, комедий и т.д., а серьезного эпоса, од, трагедий и драм. Я убежден: если для выявления некоторых социально-нравственных пороков общества смех иногда и полезен, то глубинные качества человеческой души он затронуть не в состоянии.

Второе. Представляется важным ввести в учебные программы произведения, затрагивающие вопросы смысла жизни, Бога, конечности земного. Скажем, при изучении творчества Льва Толстого я бы остановился на его повести “Смерть Ивана Ильича”, ставящей жирный крест на возможности человека обрести счастье в мире материальных ценностей. Знаю, что некоторые ребята, прочитав эту повесть “на одном дыхании”, заметили, что просиживать вечерами у экранов телевизоров, уставившись в боевики и “Поле чудес”, им стало, мягко говоря, “тошновато”.

Наконец, третье. Надо остановить повальное превращение предмета “Литература” в чистейшей воды “Литературоведение”, концентрирующее основное внимание учеников на изучении видов и жанров художественных произведений, языка и стиля авторов, методов рифмовки и стихосложения и т.д. и т.п., от которых у ребят на уроках зевота, поскольку данный материал, как бы ни был полезен уму, для души абсолютно ничего не дает. Мне кажется, надо больше говорить о том, что у поэта или писателя лежало на сердце, когда он брался за свое творение, какие мысли и чувства его волновали и какую нравственную идею он пытался донести. Через умение понимать автора и сопереживать героям его произведений можно вызвать у подростка не только способность слышать ближнего, но и сострадать ему.

Тогда не будет насмешек над женами декабристов, отправившимися за своими мужьями в сибирскую ссылку; не останется недоумений по поводу добровольного признания Родиона Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры; наконец, слова избитой и измученной фашистами русской партизанки “Это счастье – умереть за свой народ!” вызовут не покручивание пальцем у виска, а слезы любви к людям и гордость за нашу Отчизну…

Владимир КУЗИН,

филолог

Владимир

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте