В России предлагают провести всемирную школьную олимпиаду по киберспорту. C такой инициативой выступил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР). В прошлом году он уже предлагал создать в одном из отраслевых вузов факультет киберспорта…
Кто-то может удивиться: разве есть такой вид спорта? Не только есть, ему уже исполнилось двадцать лет! А с прошлого года турниры по видеоиграм с использованием симуляторов признаны в России видом спорта. Более того, аккредитованная Минспортом Федерация компьютерного спорта России готовится присуждать спортивные звания тем, кто победил кибермонстра или разгромил противника в киберчемпионате.К тому же мы, похоже, в полшаге от того, что компьютерные игры навсегда изменят формат ЕГЭ. Об этом говорилось на последнем семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования». Современный тест ЕГЭ, по прогнозам экспертов, может уступить место тесту нового поколения, созданному на игровой платформе. На экзамене школьник должен будет справиться с несколькими общими для всех задачами, а затем переходить с одного уровня на другой, выполняя задания, предназначенные для него одного. Такая технология однозначно решит проблему списывания.
Когда в 1997 году в США была создана первая Лига киберспортсменов, трудно было поверить, что у развлекательных игрушек, уводящих человека из реальности, есть общие черты со спортом. Оказалось есть. Но чтобы игра «в стрелялки» превратилась в спорт, игрок должен обладать качествами, необходимыми для побед в спортивных соревнованиях и, прежде всего, командным духом. Потому что компьютерный спорт – это, по преимуществу, игра в команде.
Попытки гонять мячик по двору становятся для кого-то первым шагом к спортивной славе – так и погружение с полной отдачей, скажем, во вселенную World of Warcraft (массовая ролевая онлайн-игра – прим. авт.) позволяет талантливому геймеру участвовать в международных состязаниях с высокими призовыми фондами (в 2017 году – до 25 миллионов долларов). А вершиной признания становится участие в олимпиаде компьютерного мира – World Cyber Games (WCG).
В Южной Корее (стране, где ко всему, связанному с образованием, относятся с почти священным трепетом), кибертурниры проводятся… на стадионах. На поле – две противоборствующие команды, которые не бегают и не прыгают, а сидят за компьютерами. Болельщики с трибун наблюдают за большими экранами, на которые транслируется ход игры.
Впрочем, форматы крупных международных соревнований зависят от платформы, на которой проводится игра, а ее выбирают организаторы. Иногда устраиваются двойные турниры: сегодня – реальное спортивное состязание, а завтра – тот же вид спорта в киберпространстве. Так, например, играют в Российском государственном университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Соревнования по мини-футболу проводятся традиционно, а турнир по киберфутболу – в лаборатории киберспорта, на платформе FIFA 17.
Пока это единственный вуз в России, где есть магистерская программа для тех, кто будет учить подростков играть в компьютерные игры на профессиональном уровне. Она называется «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)». Возможно, скоро в России появятся программы подготовки по киберспорту и для бакалавров. Похоже, мы незаметно вошли в новую эпоху…
Кстати
Карьеру в киберспорте можно начинать практически с любого возраста.
Недавно 12-летний школьник из США Куинн Кифер успешно участвовал в
турнире по Hearthstone (популярная в мире онлайн-игра по мотивам
World of Warcraft) и вошел в топ игроков мирового уровня.
С одной стороны, все ждут, что пристрастие к видеоиграм вот-вот будет включено в международную классификацию болезней. И по некоторым сообщениям, это может уже случиться уже в будущем году.
В то же время австралийские и канадские ученые утверждают, что компьютерные игры приносят ощутимую пользу: они, в частности помогают нивелировать риск развития деменции (стойкое снижение познавательной деятельности – прим. авт.) в пожилом возрасте. Голландские же ученые идут еще дальше: они считают, что пользу могут принести даже самых критикуемые виды компьютерных игр – шутеры («стрелялки»), поскольку они помогают подросткам усиливать когнитивные функции головного мозга и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. А многие даже говорят прямым текстом: игры – это будущее системы образования.
Оказывается, самая перспективная часть образовательных стартапов в России сегодня относится как раз к внедрению в образование игровых технологий. Так, среди стартапов, которые недавно вошли в топ-25 на Конкурсе инноваций в образовании НИУ ВШЭ, массовая игровая образовательная платформа «Уровень 90» и проект «Квест-зачет», который помогает команде школьников осваивать школьную программу с помощью игровых технологий, при этом ничуть не отступая от требований ФГОС.
Фото Марии Голубевой
Комментарии