search
main
0

Игрушечный Левша. История и технология изготовления дымковской игрушки

Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям: кони, барашки, уточки не могут оставить нас равнодушными. Несколько умелых движений – и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка. Линии фигурок – плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Мастер выбирает лишь те характерные черты, которые могут быть пластически выражены в глине. Отсюда в дымковской игрушке сильное обобщение и условность трактовки формы.

Дымковскую игрушку (с. Дымково находится в Кировской области), покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими народными игрушками. Главным образом благодаря её колориту – это прежде всего снежной белизны фон, по которому выписан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски.

Как и городецкие мастера, дымковские наносят узор в свободной кистевой манере. Они любят насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Выделяется связь формы с материалом, узора с формой предмета, используются элементы геометрического узора. Изменения внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно было пользоваться как свистком или другим предметом. Чем богаче воображение мастера, тем разнообразнее его предметы, но при этом общий абрис остается неизменным.

Как готовить глину

Копается глина. Цвет глины может быть разный. Главное, чтобы глина не была жирной (такая глина липнет к рукам), иначе при сушке работы потрескаются. Добавляют мел, песок. Все это замачивают на 1-2 недели. Затем перемешивают и оставляют еще на 2-3 дня. Воду сливают. Осевшую глину сушат 1-1,5 недели. Затем глину выкладывают на фанеру и накрывают влажной тряпочкой, оставляют в комнате с обычной температурой и влажностью. Через 3-5 дней тряпочку снимают, а глину кладут в полиэтиленовую пленку и хранят 2-4 недели.

Лепка игрушки

Лепим обобщенные формы: шар, цилиндр, усеченный конус. Эти формы-заготовки будущих работ. Лепят по частям, соединяют части в целое в определенной последовательности. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встречаемся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму, используют множество цветов, требующих развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была предметом массового ремесленного труда. Промыслы эти подобно дымковскому, находились в слободах и городских предместьях, в посадах, вблизи железных дорог и больших населённых пунктов. В них жили ремесленники, обслуживавшие городских жителей и крестьян ближайших деревень, и в своём творчестве явно ориентировавшиеся на городские вкусы. Сам принцип создания и весь художественно-образный строй этих вещей – сплав народного творчества с городской культурой.

Этапы работы

Лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись.

Сушка готовых работ:

Работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре – две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины.

Обжиг:

Один час при температуре 450-460 градусов, пока глина не покраснеет до накала.

Побелка:

2-3 раза густой водоэмульсионной краской.

Краски:

Темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета. Гуашь с яичным желтком. Нельзя разводить водой.

Кисти:

CNsl-NQ8, колонковые.

Роспись:

Изучить орнаменты. Эскиз на бумаге, поиск цвета и орнамента для росписи. Роспись фигурки человека начинается с лица (глаза). Все остальное с больших пятен; птиц и животных с опорных деталей: копыта, лапы, подставки. Начинать со светлого цвета. Широкие полосы и большие круги пишут легко и свободно. Небольшие круглые пятна – это точки. Тонкие полосы и темные точки наносятся в последнюю очередь.

Дымковские мастера знали около 250 видов орнамента женских юбок, 100 видов орнамента фартуков, 130 видов орнамента «полоска», 50 видов росписи хвоста, грудки птиц – всего свыше тысячи видов орнамента росписей.

Юлия БАЙКАЛОВА, учитель изо СШ №1 г. Туран, учитель года Республики Тыва-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте